Запись нот разных октав в скрипичном ключе — как пишутся ноты
12.11.2020А выучив полностью хроматическую гамму до-мажор (это и есть восхождение звуков по полутонам, о которых мы говорили выше) и поняв ее принцип, можно также научиться определять ноты на гитаре. Ее представляют следующим образом:
Ноты скрипичного ключа
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).
Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.
- Ноты первой октавы в скрипичном ключе
- Ноты второй октавы в скрипичном ключе
- Ноты третьей октавы в скрипичном ключе
- Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе
- Ноты малой октавы в скрипичном ключе
Ноты первой октавы в скрипичном ключе
Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.
- Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
- Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
- Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
- Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
- Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
- Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
- Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.
Ноты второй октавы в скрипичном ключе
Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.
- Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
- Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
- Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
- Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
- Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
- Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
- Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.
Ноты третьей октавы в скрипичном ключе
Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).
Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.
Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:
- Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
- Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
- Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
- Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
- Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
- Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
- Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.
Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе
Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.
Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.
Ноты малой октавы в скрипичном ключе
Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:
- Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
- Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
- Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.
В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.
Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.
Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!
Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!
И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:
П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Источник: http://muz-teoretik.ru/noty-skripichnogo-klyucha/
Как научиться читать ноты
Музыкальные звуки, могут повлиять на умы даже самых равнодушных людей. Слушать гармонично построенную мелодию, подобно медитации. Но быть слушателем, это один эффект, а вот воссоздавать звуки, это подобно волшебству! Кто из нас не мечтал, быть душой компании, приковывая всеобщее внимание и восхищение, демонстрируя свой талант. Если Вы всерьёз задумались, чтобы освоить музыкальные инструменты, Вам нужно познакомиться с проводниками звуков – нотами.
Названия нот в музыкальной грамоте
Владея знаниями, к примеру, английского языка, свободно разговаривая на неё, но, абсолютно не зная, как писать на нём, ценность такому таланту, весьма не велика. Также и с музыкой, если на слух Вы хорошо улавливаете точность нот, то должны уметь их фиксировать в нотной тетради. Для этого разберём всё по порядку, и скажем честно, сразу понять будет не просто, потребуется усиленное внимание и время. Итак, ноты – это символы музыкального письма, помогающие воспроизводить музыкальные композиции. Разнообразие их, слияние с другими знаками, даёт, впоследствии, определить характеристику конкретного звука, его высоту, длительность. Разберём на примере фортепианной клавиатуры, по порядку клавиш, в направлении влево на право – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково. Что обозначает Октава, спросите Вы, это разделённый на части звукоряд, начинается он с До, заканчивается Си, то есть через шесть, идущих подряд, клавиш. Обычно в профессиональном занятии, ноты имеют обозначение латинскими буквами.
По порядку октавы от ноты До – C, D — ре,E — ми,F — фа, G — соль, A – ля ,H –си.
Нотные элементы
Сами ноты изображаются на пяти линях – это стан, они ведут отсчёт снизу вверх, и сами нотки тоже идут в таком порядке. Тем самым, показывается — выше нота на стане, её звучание будет выше, рисуются сами нотки на стане, или между ними.
- Но в самой начале строчки, рисуется красивый, непонятный символ – Скрипичный ключ, это центральный элемент. С его помощью определяется принадлежность нот к первой октаве, то есть к основной. Происходит скрипичный ключ от латинской буквы G, от того и причудливая завитушка.
- Противоположный ему элемент, в нотной грамоте – Басовый ключ. Он показывает принадлежность нот к более низкой октаве, соответственно звуки тоже ниже. Чаще всего, в басовом, играются партии для левой руки;
- Одна из важных особенностей, помимо, какая нота играется, как долго она звучит. Все ноты обычно целые и идут на протяжении всего такта. Он является отрезком звучания мелодии, давая небольшую паузу и возможный переход на другую тональность, октаву. Также двойная более жирная тактовая черта, ставиться в конце произведения, тем самым сообщая о его окончании;
- Размер такта – подобно пассажирскому вагону, в котором может поместиться только определённое количество людей. Взглянув на ноты, Вы увидите сразу после скрипичного ключа цифры, похожие на обозначения дробей. Они показывают частоту сильной доли произведения. Цифра вверху, говорит о том, сколько в такте долей, а нижняя, их длительность. Самый распространённый размер 4/4, но не будем перегружаться впервые уроки знакомства с музыкальной грамотой;
- Кроме чистых нот, на белых клавишах, есть и их производные. Называются они – диез, бемоль. Обычно ставятся в начале строки, после ключей, или перед какой-либо определённой нотой. К примеру, этот диез относиться к фа и повышает данную ноту на пол тона вверх, на чёрную клавишу;
- Аналогично с бемолем, его значок ставиться перед необходимой нотой, но звук понижается на пол тона вниз.
Длительность нот и их звучание
Сама нотка состоит из основной части, это овал, который может быть прозрачным, либо заштрихованным, указывает на какую ноту играть. Приставленная тонкая вертикальная линия к головке, это есть штиль. Рисуется справа, если направлена линия вверх, и если вниз – слева от ноты, уменьшая загромождение знаков.
Существует ещё фигурный флажок, пририсованный к штриху и направленный вправо.
Все эти перечисленные элементы, сообщают музыканту о длительности нот, которые измеряются в тактах, долях. Разберём каждую единицу измерения:
- Начнём с самой длительной и долгой ноты – целая. Она изображается в виде пустого овала без пририсованного штриха и приблизительная длительность его нажатия, звучания, около четырёх секунд.
- Следующая по длительности после целой, идёт половинная и она в два раза меньше её, а именно, звучание равно двум секундам. Записывается прозрачным овалом, но уже со штилем.
- Длительность в одну секунду – четвертная нота, изображается она, почти как половинная, но уже с закрашенным овалом.
- Нотка с закрашенным овалом и штрихом, но с хвостиком, называется восьмая, её длительность составляет пол секунду, то есть за одну секунды, играется две восьмые.
Или для удобства, их объединяют таким образом:
- Нотки, чья длительно ещё более короткая восьмых, именуются шестнадцатыми, за секунду, получается, сыграть четыре раз.
- Вы также можете обратить внимание на точки рядом с нотами, она свидетельствует о дополнительной длительности, и увеличивает в полтора раза её.
- Паузы в нотной грамоте также имеют длительность и обозначения. По аналогии длительности нот, на стане называются:
- Целая ;
- Половинная ;
- Четвертная;
- Восьмая;
- Шестнадцатая.
Советы по изучению музыкальных нот
Если Вы серьёзно задались целью понимания и чтения нот, то, как можно больше практикуйтесь. Забудьте всё, что знали ранее, для начала необходимо научиться чтению музыкальной грамматики, а затем пытаться играть на инструментах. Лучше всего начинать свои музыкальные познания с нот для пианино, наиболее универсальные и от них происходят ноты к другим инструментам. За неимением пианино, попробуйте виртуальный вариант, доступный в интернете.
Купите музыкальную тетрадь и готовые ноты, делайте записи. Ещё рекомендация, не учитесь через силу, доставьте себе удовольствие изучить любимую песню. В интернете скачайте ноты своей фавориткой композиции, слушайте её в аудио варианте, затем читайте ноты и пробуйте воспроизвести самостоятельно. Выполняйте простые упражнения, записывайте ноты в разнобой, по порядку, в разных вариантах и играйте на пианино, запоминая звучание, не забывайте про такты и длительность. Учиться читать ноты можно всю жизнь, важно сохранять интерес и терпение.
Напишите свой комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник: http://otvetclub.com/kak-nauchitsya-chitat-noty/
Нотная грамота. Ноты, нотный стан, высота и длительность нот
Если вы хотите научится играть на каком-либо инструменте, то вам просто обязательно нужно изучить нотную грамоту. Многие начинающие музыканты, пренебрегают изучением нотной грамоты, но рано или поздно им они понимают, что без нее прогресс будет идти крайне медленно. Зато, потраченное на ее изучение время принесет вам колоссальную пользу. Вы сможете изучать музыкальные произведения, вы сможете намного быстрее понимать состав музыкального произведения. Нотная грамота открывает перед вами много нового интересного материала, который без знания нотной грамоты просто не возможно изучить.
Итак, музыкальное произведение состоит из звуков. Для обозначения звуков используют специальные графические знаки — ноты, а также нотный стан. Они позволяют в удобном виде показать очередность, продолжительность, высоту и другие характеристики звуков.
Но́та (лат. nota — знак) состоит из овала [ 3 на рис. ] (пустого внутри или заштрихованного), к которому могут добавляться штиль [2 на рис.] и флажок [ 1 на рис. ] или флажки.
Составляющие ноты
Расположение нот на нотном стане. Ноты могут писаться на линиях, под линиями и на линиях. При необходимости ноты можно располагать на дополнительных линиях сверху и снизу нотного стана. Для более компактной записи штили рисуют так: если нота расположена ниже средней линии, то тогда штиль рисуется вверху, а если нота расположена выше средней линии нотного стана, то штиль направляют вниз и рисуют его слева от ноты. Эти правила не обязательны для соблюдения, это просто рекомендации. Иногда ноты объединяют в группы нарушая данное правило. Теперь обобщив все вышесказанное посмотрим на рисунок ниже.
Нумерация линеек происходит снизу вверх: 1,2,3,4,5. Если линеек не хватает, то рисуют добавочные линии сверху или снизу. На примере снизу 5 основных линеек, сверху 2 добавочные линии (они рисуются только непосредственно под нотами), снизу одна добавочная линия.
Ноты на нотном стане
Для определения высоты звучания нот применяют так называемые ключи.
Ключ (итал. chiave, от лат. clavis; нем. Schlüssel; англ. key) — знак линейной нотации, определяющий звуковысотное значение нот. Относительно линейки нотоносца, на которую указывает центральный элемент ключа, рассчитываются все другие высотные позиции нот. Основные типы ключей, принятые в классической пятилинейной тактовой нотации: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до».
На рисунке сверху использован скрипичный ключ (ключ «соль»), который начинается от второй линии, где пишется нота «соль» первой октавы.
|
Добавить комментарий