Ответы: Таривердиев — биография, музыкальные произведения — композитор таривердиев биография
28.03.2021СССР СССР → Россия Россия
Таривердиев — биография, музыкальные произведения
Микаэл Леонович Таривердиев (15 августа 1931, Тбилиси — 24 июня 1996, Сочи)
Учился в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном уч-ще по классу композиции профессора Ш. Мшевелидзе. С 1953 Микаэл Таривердиев в Москве, в 1957 окончил Музыкально-педагогический ин-т им. Гнесиных по классу композиции А. Хачатуряна. В музыке к к/ф «Человек за бортом» (1956) прозвучала песня «Бывает так» (сл. Б. Гайковича) в исполнении студентки ВГИК Л. Гурченко.
1958 — дебют в кинематографе, фильм Юность наших отцов.
1977 — лауреат Государственной премии СССР за музыку к фильму Ирония судьбы, или С лёгким паром! . Лауреат премии Ленинского комсомола.
1986 — народный артист РСФСР.
Написал музыку к 132 фильмам, более 100 романсов, инструментальные концерты. Автор 4 опер, в том числе «Кто ты» (для театра Б. Покровского, 1966), «Граф Калиостро» 1983, «Ожидание» 1985, 4 балетов (балет «Девушка и смерть» (по М. Горькому, 1975), музыки для органа — три концерта для органа, 10 хоралов «Подражание старым мастерам» , симфония для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения» , вокальные циклы на стихи Л. Н. Мартынова, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, М. И. Цветаевой и многое другое.
Трижды лауреат премии «Ника» («Загадка Эндхауза» , «Русский регтайм» , «Летние люди» ) , лауреат премии Американской академии музыки за сюиту из к/ф «Ольга Сергеевна» .
Песня перешла на эстраду . Одновременно со «Знакомой песенкой» , «Золотыми сумерками» , «Песенкой по телефону» (все на ст. В. Орлова, 1957), «Садовым кольцом» , 1960 (ст. С. Гребенникова и Н. Добронравова) , еще близкими традиционной эстрадной лирике, появляются вокальные циклы «Акварели» , 1957 (на ст. средневековых японских поэтов) , на ранние ст. В. Маяковского, 1958, романсы на ст. Л. Мартынова, 1962, Е. Винокурова, 1964.
Одной из первых стилистически новых песен стала песня-речитатив на ст. С. Кирсанова «Твои глаза» , 1959. Свои находки в области камерной вокальной музыки Таривердиев привносит и в киномузыку. Песнями-речитативами, песнями-монологами стали «Я такое дерево» , «Дельфины» и др. на ст. Г. Поженяна (в к/ф «Прощай» , 1963, их исполнял сам автор в сопровождении фортепиано и небольшого инструментального ансамбля) . Они надолго вошли в эстрадный репертуар Е. Камбуровой. В фильм «Мой младший брат» пришли «бахизмы» (в музыкальную ткань вошла органная «Токката» Баха) , элементы барочного речитатива, пение-говор/ В песене «Музыка» (ст. Орлова, 1966), слышатся интонации фортепианных произведений Ф. Шопена. Удачи ожидали композитора и в области телемузыки. В ТВ фильмах «Семнадцать мгновений весны» , 1972; «Ирония судьбы, или С легким паром! » , 1974; «Ольга Сергеевна» , 1975; «Адам женится на Еве» , 1980. В ТВ сериале «Семнадцать мгновений весны» эту разнородную музыку скрепил двумя песнями: «Мгновение» , «Песня о далекой Родине» (обе на ст. Р. Рождественского ). В фильме «Ирония судьбы, или С легким паром! » зазвучали песни и романсы на стихи Б. Ахмадулиной, М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Киршона, М. Львовского в исполнении С. Никитина и А. Пугачевой. Эти и другие песни «Ты уходишь как поезд» , 1966; «Со мною что-то происходит» (обе на ст. Е. Евтушенко) , 1974; «Не исчезай» , 1975; «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» , 1977 (обе на ст. А. Вознесенского) , «Никого не будет в доме» на ст. Б. Пастернака.
Трижды лауреат премии «Ника» («Загадка Эндхауза» , «Русский регтайм» , «Летние люди» ) , лауреат премии Американской академии музыки за сюиту из к/ф «Ольга Сергеевна» .
Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России международный конкурс органистов, который с 1999 г. проводится каждые два года в Калининграде.
В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу» .
Умер в сочинском санатории «Актёр» , похоронен на армянском кладбище г. Москва
Источник: http://otvet.mail.ru/question/13721822
Микаэл Таривердиев: трагический случай из жизни знаменитого композитора, который был экранизирован
Великий композитор Микаэл Леонович Таривердиев написал музыку почти к сотне фильмов. В его биографии был один случай, который разделил его жизнь на «до» и «после». Позже, эта неприятность, которая произошла с маэстро, легла в основу знаменитой картины Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».
Teleprogramma.pro предлагает узнать некоторые подробности того происшествия.
Кадр из фильма
Великий Таривердиев приехал в Москву из Тбилиси в 1953 году. В столице его ждала блестящая музыкальная карьера. Его талант лирического композитора был замечен и оценён по достоинству многими советскими кинематографистами, с которыми Микаэл Леонович начал тесное сотрудничество практически сразу после переезда. Одним из самых близких приятелей и соратников Таривердиева был режиссёр Эльдар Рязанов. В 1983 году на экраны вышла его картина «Вокзал для двоих». Главный герой этого фильма, пианист Платон Рябинин, роль которого сыграл Олег Басилашвили, попадает в тюрьму, взяв вину своей супруги на себя. Дело в том, что эта ситуация не была придумана Рязановым и Брагинским – нечто подобное произошло с Таривердиевым в реальной жизни. Рязанов очень проникся этим фактом самопожертвования своего коллеги и положил его в основу сценария ленты. Этим самым он очень огорчил Таривердиева, так как сам композитор очень не любил вспоминать об этом случае и категорически не желал ни с кем делиться подробностями пережитого. Тем не менее, фильм был снят и после премьеры стал настоящим хитом советского проката.
Микаэл Таривердиев был очень обаятельным человеком – он нравился очень многим женщинам. Сам же он любил всегда без оглядки, всем сердцем, практически не оставляя в отношениях ничего для себя.
Это случилось в 60-е годы. Тогда Таривердиев влюбился в Людмилу Максакову и между ними разыгрался бурный роман. Максакова – очень свободолюбивая, независимая и своенравная женщина. Микаэл Леонович был просто очарован её красотой и приложил все усилия, чтобы понравится актрисе и, в конце концов, добился взаимности. Однажды Таривердиев и Максакова ехали на автомобиле композитора по Ленинградскому проспекту. За рулём тогда находилась Людмила Васильевна. Внезапно на проезжую часть прямо под колёса машины выбежал человек и был сбит их «Волгой». Результаты экспертизы впоследствии показали, что погибший был нетрезв — Максакова, по существу, в его смерти была абсолютно не виновата. Однако сразу после случившегося Таривердиев поступил как настоящий мужчина — он пересел с пассажирского места за руль. Его осудили на два года, но за решётку он не попал, так как судебное разбирательство продолжалось ровно два года и композитор, в конце концов, был освобождён по амнистии. Он очень тяжело переживал каждое заседание, так как ему приходилось находиться на скамье подсудимых.
Максакова свела их общение во время разбирательств на нет. Таривердиев решил разорвать эти отношения. Актриса на протяжении какого-то времени пыталась его вернуть, но Микаэл Леонович был твёрд во всех своих решениях. Впоследствии он очень не любил вспоминать об этом случае и, как уже было отмечено выше, совсем не обрадовался идее Рязанова экранизировать данный эпизод его жизни.
https://youtube.com/watch?v=pD21CSKxspQ
Источник: http://teleprogramma.pro/cinema-stop/231892/
С. И. Танеев — биография
Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок).
Сергей Иванович Танеев — русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог. Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г.Рубинштейна и композиции П.И.Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, С.М.Ляпунов, Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н.Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его Дневников). После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно «Учение о каноне».
Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).
Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера («Орестея», первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты «Иоанн Дамаскин» на стихи А.К.Толстого (1884) и монументального полотна «По прочтении псалма» на стихи А.С.Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики. Умер Танеев в Москве 6 (19) июня 1915.
Источник: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/6884/S.-I.-Taneev—biografiya
Композитор танеев биография
Биография Сергея Ивановича Танеева
Сергей Иванович Танеев (1856-1915) — русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог. Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 года в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович — известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра — фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 году с золотой медалью по классам фортепиано Н. Г. Рубинштейна и композиции П. И. Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885-1888 годах по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905 году, в знак солидарности с Н. А. Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева — композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, С. М. Ляпунов, Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л. Н. Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его Дневников). После смерти Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни — как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 года он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889-1906; издано в 1909 году) и незаконченное и изданное посмертно «Учение о каноне».
Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).
Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера («Орестея», первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895 году), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева — поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев — автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты «Иоанн Дамаскин» на стихи А. К. Толстого (1884) и монументального полотна «По прочтении псалма» на стихи А. С. Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.
Сергей Иванович Танеев умер в Москве 6 (19) июня 1915 года.
Источник: http://www.c-cafe.ru/days/bio/6/009.php
Танеев Сергей Иванович
Сергей Танеев – малоизвестный классик русской музыки. Когда-то его имя было на слуху у образованной публики во всех краях огромной Российской империи. Сегодня о нём знают лишь историки музыки и воспитанники немногочисленных музыкальных школ и училищ, названных в его честь.
↑ Ранние годы Танеева Сергея
Сергей Иванович Танеев родился в губернском городе Владимире 13 ноября 1856 года. Его отец Иван Ильич принадлежал к старинному дворянскому роду, который вёл свою историю со времён Ивана Великого. Родители с детства обучали Сергея игре на фортепиано, как это было заведено во многих дворянских семьях. Когда мальчику было десять лет, его родители переехали в Москву и отдали сына в только что открытое учебное заведение – консерваторию.
В консерватории юный Танеев обучался у профессора Эдуарда Лангера, сына знаменитого в те годы композитора Леопольда Лангера. В 1869 году Сергей перешёл в класс Рубинштейна и Чайковского. Основатель консерватории Николай Рубинштейн преподавал юноше гармонию, свободное сочинение и инструментовку, а легендарный Пётр Чайковский – композицию. В 1875 году Танеев окончил консерваторию с золотой медалью.
↑ Начало карьеры Танеева
По окончании консерватории Танеев выступал сольно и в составе ансамблей. Бывшие преподаватели не забыли талант своего ученика. В 1882 году П.И. Чайковский доверил Танееву исполнить партию солирующего инструмента на первом в России представлении своего второго концерта для фортепиано с оркестром. Через много лет, когда Чайковский уже умер, Танеев доработал и впервые исполнил его третий концерт. Сергей Иванович исполнял не только чужие, но и собственные произведения. В 1878 году, всего через три года после выпуска, ему доверили преподавание в Московской консерватории.
Среди прочего, Танеев преподавал композицию и гармонию. Какое-то время Сергей Иванович занимал пост директора Московской консерватории. Научная и просветительская работа Помимо собственно музыкальных занятий, Сергей Танеев внёс вклад в смежные сферы знания. Ему принадлежат труды по музыкальной фольклористике и источниковедению, а также важнейший труд «Подвижный контрапункт», в котором выведена математическая формула выведения сложных контрапунктов в полифонической музыке.
↑ Просветительская деятельность
Танеева не ограничивалась работой в консерватории. Он на протяжении всей жизни стремился популяризовать музыку за пределами небольшой дворянской среды и безвозмездно занимался с талантливыми учениками из рабочей среды. С 1906 года Сергей Иванович преподавал на Пречистенских рабочих курсах, где взрослые из бедных слоёв населения могли бесплатно получать дополнительное образование. При курсах действовал хор, которому Танеев часто помогал.
В 1906 году Сергей Иванович ушёл из Московской консерватории и принял участие в создании принципиально нового учебного заведения – Народной консерватории. Эта консерватория принимала людей независимо от наличия предварительной подготовки, а обучение в ней было сориентировано на народные традиции. Среди учеников Сергея Танеева были многие выдающиеся композиторы. Имена двух из них: Сергея Рахманинова, Александра Скрябина – знакомы всему миру.
↑ Другие интересы Сергея Танеева
Сергей Танеев был одним из первых эсперантистов России. Он с большим энтузиазмом принял идею будущего всемирного языка. Композитор вёл свой язык на эсперанто, переписывался с основателем эсперанто Заменговофом, а также написал на новом языке несколько статей. Сохранились сведения о романсах на эсперанто, которые написал Сергей Иванович, но в его архивах таких произведений нет. В 1915 году Танеев простудился на похоронах своего ученика А.Н. Скрябина. Через два месяца он умер 6(19).06.1915г от пневмонии. Могила композитора находится на Новодевичьем кладбище.
Источник: http://ote4estvo.ru/russkie-kompozitory/1796-taneev-sergey-ivanovich.html
Тема этой статьи: "композитор таривердиев биография".
- Характеристика Юрия Азагарова в рассказе; Тапер; Куприна: образ, описание в цитатах - азагаров юрий композитор биография
- Всемирно известный композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич - глиэр композитор биография
- Дети Александра Морозова - александр морозов композитор биография личная жизнь
- Балакирев Милий Алексеевич: биография композитора - балакирев композитор краткая биография
- Андрей Батурин; биография, личная жизнь, дети, муж/жена - андрей батурин музыкант и композитор биография
- Классный час по музыке по теме: Биография кого - композитор шаинский биография
- Александр Бородин — интересные данные и факты из жизни композитора | VivaReit - бородин композитор биография
- Артемьев Эдуард — биография: концерты Эдуарда Артемьева в Москве, афиша 2020-2021, билеты - композитор эдуард артемьев биография
- Сайт, посвященный жизни и творчеству советского композитора Василия Павловича Соловьева-Седого - композитор соловьев седой биография
- Максим Созонтович Березовский (Maxim Berezovsky) | - композитор березовский краткая биография
Добавить комментарий