Всемирно известный композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич — глиэр композитор биография
20.03.202113. Учёный и композитор был известен и своей общественной работой. Он активно работал на Женских врачебных курсах при Военно-медицинской академии, и протестовал против их ликвидации. Причина ликвидации было просто смехотворна: военные решили, что женские курсы — не их профиль (хотя 25 выпускниц участвовали в русско-турецкой войне). В Военном министерстве обещали сохранить финансирование. Петербургская городская дума решила, что на сохранение курсов потребуется 15 000 рублей вместо 8 200, обещанных военными. Объявили подписку, по которой собрали 200 000 рублей. Курсы, как легко догадаться по размерам суммы, приказали долго жить.
Всемирно известный композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич
Композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич известен в мире музыки как основатель советского балета. Предки композитора по линии матери и отца посвятили свои жизни музыке, были непревзойденными мастерами музыкальных инструментов, известных во многих странах Европы. Однако Рейнгольд выбрал другую стезю. Он стал известным композитором, произведения которого звучат во многих театрах мира.
Краткая биография композитора
Глиэр родился 30 декабря 1874 г. по старому стилю, и был третьим ребенком из четверых в семье. Его отец Мориц-Эрнест Глиэр был подданным Саксонии. Следует отметить, что корни династии музыкальных мастеров уходили в Германию. Отец Рейнгольда купил в Киеве участок земли на улице Бассейной и выстроил небольшой дом с мастерской — музыкальной фабрикой Глиэров. Именно здесь прошли детские годы Рейнгольда, его сестры и двух братьев. Рейнгольд буквально пропадал в мастерской отца. Он любил слушать голоса инструментов, которые приносили в ремонт.
Первое музыкальное образование Глиэр получил в Киевском музыкальном училище, а первые произведения начал писать в 14 лет. Это были небольшие пьесы для фортепиано и скрипки. Огромное впечатление на юное дарование произвели гастроли Петра Чайковского, которые проходили в декабре 1891 года в Киеве.
Впервые в жизни я был свидетелем таких оваций, такого триумфа. Этот сложный комплекс впечатлений и явился последним толчком, что решил мою долю.
Дальнейшая учеба
Очередная веха в биографии композитора Глиэра — 1894 год. Он поступает в Московскую консерваторию вопреки воле родных, которые его видели никем иным, как музыкальным мастером. Работал неутомимо и настойчиво: кроме выполнения учебной программы, самостоятельно изучал произведения известных композиторов, музыкальный фольклор разных народов, французский язык. Немецкий и польский языки знал в совершенстве благодаря родителям. Национальность композитора Глиэра, если считать по матери — поляк, а по отцу — немец.
Глиэр стал известным в музыкальных кругах после исполнения Первой симфонии, а за Первый струнный секстет получил самую престижную тогда премию им. М. Глинки.
Учась в Москве, Глиэр каждое лето жил в Киеве, преимущественно на даче в Святошино.
Ежегодные летние выезды семьи в деревню под Киевом, где, казалось, сам воздух звенел песнями, сдружили меня с богатейшим фольклором Украины, обогатили глубокими, незабываемыми впечатлениями. Это была стихийная сила народного искусства, невольно овладевала моим сознанием, формировала мои музыкальные представления.
Окончание консерватории
Консерваторию Рейнгольд Глиэр закончил с золотой медалью. С 1901 года занимался преподавательской деятельностью. В Музыкальной школе сестер Гнесиных вел занятия по гармонии. В 1904 женился на своей ученице, шведке Марии Ренквист. В семье супругов родилось пятеро детей.
Собственно, по окончании консерватории в течение десяти лет длился творческий взлет Глиэра-композитора. Произведения его исполняют в США и многих странах Европы, на престижных «Рубинштейновских обедах» и «Беляевских пятницах». Шедевры Глиэра, как лучшие музыкальные произведения, получают премии им. М. Глинки. Премьера его симфонии «Илья Муромец», состоявшаяся в 1912 г. в Московской консерватории, стала настоящей сенсацией для музыкального мира.
Глиэр писал в то время:
Я страстно спешу, так как боюсь, что скоро начнется (кончится?) весна моей жизни, а я буду говорить в своей музыке вовсе не то, что делается в душе.
Работа в Киевской консерватории
Рейнгольда Глиэра в 1913 году приглашают в Киевскую консерваторию на должность профессора класса композиции, год спустя он становится ректором учреждения. В течение семи лет Глиэр превратил Киев в один из ведущих концертных городов тогдашней империи. Здесь гастролировали Рахманинов, С. Прокофьев, О. Гречанинов.
Оперная студия Консерватории под руководством Р. Глиэра с успехом ставила «Свадьбу Фигаро» Россини, «Бориса Годунова» Мусоргского, произведения других известных композиторов. Глиэр был любимым педагогом Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского.
Большое внимание уделяет Р. Глиер украинскому музыкальному фольклору. Для его произведений характерны теплота и искренность. Его музыка одновременно привлекает изяществом гармонии, ясностью и слаженностью форм.
Годы революции в жизни Глиэра
Не лучшие времена наступили, когда большевики, захватив Киев, начали отбирать жилье у преподавателей консерватории, принудительно мобилизовывать студентов в армию, а само помещение консерватории попытались реквизировать. Рискуя жизнью, ректор Глиэр отстоял и родное учебное заведение, и права своих коллег, и учеников — даже добился для них продовольственных пайков.
В конце 1920 г. Глиэр переехал в Москву. Здесь в течение 20 лет преподавал композицию в консерватории, подготовил целую плеяду талантливых музыкантов, среди них А. Хачатурян, Давыденко, Л. Книппер.
Последние годы жизни
Его творчество и в последние годы жизни вдохновляет Украина. Накануне 125-летия Т. Г. Шевченко композитор завершает создание симфонической поэмы «Заповіт». В Концерте для арфы с оркестром, посвященном всемирно известной арфистке К. Ердели, и в Торжественной увертюре звучат украинские мотивы. В последние годы жизни композитор Глиэр работает над балетом «Тарас Бульба».
Композитор постоянно возвращается к родной земле не только мысленно. Довольно часто в довоенные годы проходят концерты в Киеве, Харькове и Одессе.
В 1941 году Глиэр удостоен звания доктор искусствоведения.
Надо начать работу над крупными сочинениями, связанными с образами, чувствами, тематикой, подсказываемыми Великой Отечественной войной… На нас лежит обязанность дать Родине музыку, которая поднимала бы дух, возбуждала патриотические чувства, была бы действенным оружием…
В 1943 году Глиэром написан его знаменитый Четвертый струнный квартет. В активе композитора Глиэра более 500 произведений, в том числе 5 опер, 7 балетов, более 20 симфонических произведений.
В послевоенные годы жизни композитор выступает, пишет музыку к «Медному всаднику» и «Тарасу Бульбе».
В первых числах июня 1956 года у Глиэра произошел сердечный приступ. Ему запретили, хотя бы на время, нагружать себя, но он не мог просто лежать, и когда родственники не видели, он продолжал работать. Но сердце не выдержало нагрузки, 23 июня 1956 ушел из жизни великий композитор Глиэр Рейнгольд Морицевич.
В Киеве именем Рейнгольда Глиэра названо музыкальное училище, где начиналась его творческая биография, и к развитию которого он приложил большие усилия.
Источник: http://autogear.ru/article/398/267/vsemirno-izvestnyiy-kompozitor-glier-reyngold-moritsevich/
Аркадий : биография
25 февраля 1914 — 18 сентября 1967
Ильич Островский
Биография
Аркадий Островский родился 25 (12) февраля 1914 года в Сызрани. Отец, Илья Ильич, настройщик музыкальных инструментов .
С 1927 будущий композитор жил в Ленинграде, учился в ФЗУ. В 1930 г. поступил в музыкальный техникум.
С 1940 по 1947 гг. Островский работал в джаз-оркестре Леонида Утёсова. В эти же годы состоялись и первые композиторские работы.
Аркадий Островский стал автором песен, приуроченных к Всемирным фестивалям молодёжи и студентов . А в 1962 году композитором на стихи Льва Ошанина была написана песня «Пусть всегда будет солнце», получившая первую премию на Международном фестивале песни в Сопоте .
«Дворовые циклы» были написаны композитором в 60-е годы. Первый цикл (песни «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду») написан в 1962 году, второй («Вот снова этот двор», «Детство ушло вдаль») — в 1965. Песни о юношеской любви.
Песни Островского исполняли Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха, Олег Анофриев, Леонид Екимов и др.
погоня 16 машин дпс за Nissan GTR
- Понравилось 8
- Не понравилось 0
- Не по теме
- Не работает
Аркадий Островский также написал много песен для детей. Одна из наиболее известных — «Спят усталые игрушки» — звучит в заставке передачи «Спокойной ночи, малыши» (автор слов — Зоя Петрова). В передаче песню исполняли Олег Анофриев и Валентина Толкунова.
Певица Ева Синельникова исполняла цикл детских песен Островского на стихи Зои Петровой от лица Буратино.
В сентябре 1967 года в Сочи открывался первый фестиваль «Красная гвоздика», на который композитор получил приглашение. Однако 18 сентября Островский скончался.
25 февраля 2004 года, в день, когда композитору исполнилось бы 90 лет, в Москве на площади перед концертным залом «Россия» появилась звезда с его именем .
В 1990-х годах имя Аркадия Островского было присвоено детской музыкальной школе №8 города Москвы .
Источник: http://www.people.su/83582
Аркадий Островский
Песня остается с человеком
На Площади звезд возле концертного зала Россия в Москве установлена памятная плита, посвященная композитору Аркадию Ильичу Островскому. В этом году ему исполнилось бы 90. К сожалению, он рано ушел из жизни. Но его песни живут и поныне.
На Площади звезд возле концертного зала «Россия» в Москве установлена памятная плита, посвященная композитору Аркадию Ильичу Островскому. В этом году ему исполнилось бы 90. К сожалению, он рано ушел из жизни. Но его песни «Пусть всегда будет солнце», «Песня остается с человеком», «А у нас во дворе», «Небо, небо, небо. », «Спят усталые игрушки» и многие другие живут и поныне.
Жизнь и меня свела с этим замечательным композитором и человеком. Мне, молодой в ту пору журналистке, довелось довольно часто бывать в доме Островских на Тверской. Матильда Ефимовна, супруга Аркадия Ильича, всегда принимала меня тепло и радушно. Без преувеличения, у Островских было ко мне прямо-таки отеческое отношение. В то время я испытывала не только профессиональные, но и материальные трудности, и они взяли надо мной своеобразное шефство. Где-то около месяца ежедневно приглашали к столу, кормили и поили, деликатно маскируя это работой над статьями.
Режиму питания Матильда Ефимовна, как истинно еврейская женщина, вообще уделяла большое внимание, тем более что Аркадию Ильичу из-за серьезной болезни тогда требовалась строго определенная диета. При этом он был веселым и добрым человеком, любил джаз, часто импровизировал, одним словом, был музыкантом от Б-га. Аркадий Ильич мечтал, что сын Миша пойдет по его стопам, тоже посвятит себя искусству и музыке. Однако этой мечте Островского не суждено было сбыться. У сына проявились совсем другие способности, тяга к точным наукам, и впоследствии он стал известным ученым, академиком.
В моем архиве сохранились фотографии А. Островского, а также сборники песен с пометками самого автора. А в журналистских блокнотах — рассуждения композитора о песнях. Среди них много таких, которые не утратили актуальности и по сей день. Например: «Лирику и пафос, трагедийный накал и юмор, забавный эпизод и событие исторического значения — все может выразить песня. Словом, мир песни должен быть таким же богатым, многообразным и многоцветным, как сама жизнь».
Аркадий Ильич Островский родился в 1914 году в Сызрани в семье музыкального мастера. После переезда семьи в Ленинград поступил в музыкальный техникум. Одновременно занимался в школе фабрично-заводского обучения при заводе «Электросила». В ПТУ он получил специальность кузнеца. Однако музыка все-таки победила. В 40-е годы он стал работать в оркестре Леонида Утесова пианистом и аранжировщиком. Джаз Утесова стал для молодого музыканта его университетами, его консерваторией. Первая популярная песня, которую он сочинил, — «Сторонка родная». Она была написана в последние месяцы войны, а закончена после Дня победы. Ее пел Леонид Осипович Утесов. В 1947 году с песней «Комсомольцы — беспокойные сердца» Островского приняли в Союз композиторов. С тех пор и началась его самостоятельная композиторская жизнь.
В 1955 году на фестивале молодежи и студентов в Варшаве Островский был удостоен золотой медали. Его песня «Пусть всегда будет солнце», прозвучавшая на конкурсе в Сопоте, и по сей день является гимном «против беды, против войны». Любопытно, что в 1967 году ребята из Новороссийска эту песню запаяли в капсулу и опустили на дно Черного моря в районе Суджукского маяка, адресуя ее потомкам, чтобы они подняли и вскрыли ее в 2017 году.
В работе Аркадий Ильич Островский был строгим и требовательным. В те годы не было ни одного певца или ансамбля, которые бы не пели его песен. Мне довелось не раз присутствовать на репетициях дуэта И. Кобзон — В. Кохно, М. Магомаева, Э. Хиля, М. Кристалинской. Его музыка была легкой, улыбчивой, воздушной, надолго западающей в память. Островский не сомневался в том, что сердце песни — это мелодия. Но и словам он придавал большое значение, подчеркивая, что музыка и стихи должны гармонировать друг с другом. Он работал с такими замечательными поэтами, как Л. Ошанин, И. Шаферан, С. Островой, К. Ваншенкин, М. Лисянский, и другими. Бессмысленных текстов — как бы ни о чем — он не признавал. В моем блокноте сохранилась такая запись: «Мы хотим, чтобы пели только хорошие песни. Каждый — и композитор, и поэт, и исполнитель — должен сознавать и чувствовать свою ответственность за то, чтобы слушатели знали и любили песню, чтобы в огромном песенном потоке они умели отличить хорошее произведение от плохого».
Аркадий Ильич был веселым, жизнерадостным человеком. Любил быть во всем первым и относился к этому весьма ревниво. Он не чуждался новых ритмов и с успехом использовал их в своих песнях. Любил иной раз и поддеть своих коллег, по-дружески, разумеется. Однажды на концерте открыл крышку коробочки пудреницы, и она заиграла мелодию «Пусть всегда будет солнце». Притихший зал буквально взорвался аплодисментами.
Известна и такая история. Когда в СМИ перестали писать об Иосифе Кобзоне, Островский посоветовал ему изменить фамилию. Предложил, как мне потом рассказывал сам Кобзон, назваться будущей звезде нашей эстрады Юрием Златовым. Однако популярный певец остался верен своей фамилии и добился впечатляющих успехов без компромиссов, только благодаря уникальному таланту и редкой целеустремленности. К слову, после длительного замалчивания заслуг певца мне все-таки удалось напечатать о нем статью в «Вечерней Москве», она называлась «Истинно народный». В ней были и такие слова: «Каждый сольный концерт И. Кобзона — это щедрый дар певца зрителям. Он поет столько, сколько его просят, не ограничивая ни себя, ни слушателей».
. Жизнь Островского оборвалась летом 1967 года в Сочи, куда он приехал на фестиваль. Он давно страдал язвой желудка и держался только благодаря уходу Матильды Ефимовны. В Сочи было жарко, да и диету соблюдать было непросто. Спасти его во время внезапного приступа врачам не удалось. Дома в Москве на рояле остались недописанные ноты — «Реквием». Это была какая-то мистика, а может быть, и предчувствие, что поездка к Черному морю окажется фатальной.
Иосиф Кобзон как-то сказал: «Пойте почаще песни Аркадия Островского, если хотите чувствовать радость жизни».
Источник: http://facecollection.ru/people/arkadiy-ostrovskiy
Островский Аркадий Ильич
Одним из самых популярных советских композиторов-песенников в 60-е годы был А.И. Островский. В списке его сочинений более 200 песен, в него входят такие шедевры как «Пусть всегда будет солнце», «Галоши», «Песня остается с человеком». Композитор всем знаком по песням «А у нас во дворе», «Спят усталые игрушки» и т. д.
Биография. Родился А. Островский в семье музыкального мастера в Сызрани. Через несколько лет семья переезжает в Ленинград, где будущий композитор учится музыкальном техникуме и одновременно в ПТУ (получает специальность кузнец). В 40-е годы он совершенствовал свое исполнительское мастерство в оркестре Л. Утесова, в котором был аранжировщиком и пианистом. Утёсовский джаз стал для молодого дарования настоящим университетом. В эти годы начала проявляться его композиторская жилка. «Сторонка родная» — первая популярная песня, исполненная Л. Утёсовым. После выхода «Комсомольцы — беспокойные сердца» его приняли в 1947г. в Союз композиторов.
Песни на музыку Островского исполняли звезды советской эстрады: Кобзон, Магомаев, Кристалинская и другие певцы и ансамбли. Его музыка была легкой, воздушной, улыбчивой, запоминающейся. Песни шли одна за другой, получали признание, и каждая была со своей изюминкой. Яркий, своеобразный композитор сочинял музыку для спектаклей и кино. Аркадий Ильич не сомневался, что мелодия – это сердце песни. Он работал с такими поэтами, как И. Шаферан, Л. Ошанин, С. Островой, К. Ваншенкин и другими. На нашем сайте Вы найдете песни для голоса или хора в сопровождении фортепиано. На сайте есть тексты песен и ноты к ним.
Источник: http://www.orfey.club/kompozitori/ostrovskiy-arkadiy-ilich/
Островский Аркадий Ильич
Островский Аркадий Ильич
25 февраля 1914, Сызрань — 18 сентября 1967, Москва.
Советский композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (25.02.1965).
Его отец, Илья Ильич, был настройщиком музыкальных инструментов, который и сам когда-то подавал надежды как неплохой пианист, но, лишившись пальца, навсегда распрощался с профессиональным музицированием.
В 1927 году семья переехала в Ленинград, где Аркадий учился в ФЗУ, а с 1930 года в музыкальном техникуме. Работал пианистом-тапёром, выступал в концертных бригадах.
С 1940 по 1947 годы Островский в качестве пианиста, аккордеониста и аранжировщика работал в джаз-оркестре Утёсова. В эти же годы состоялись и первые композиторские работы — песня-плакат «Гадам нет пощады» и фантазия для трубы с оркестром (1942), фантазия «Салют» (1943), фантазия на темы военных песен и песни (1945) — «Я демобилизованный», «Сторонка родная».
Композиторский облик Островского складывается к середине 1950-х годов. Наряду с песнями гражданственными, как правило «заказными» («Комсомольцы — беспокойные сердца», «Красная гвоздика», «Зори московские»), с каждым годом растет количество проникновенной светлой лирики.
Островский чутко уловил возникавшую новую интонацию. Мечта, оптимизм, надежда ощутимы в таких песнях, как «Пусть всегда будет солнце» (Ошанин), «Лесорубы» (Танич), «Как провожают пароходы» (Ваншенкин), «Вокализ».
Новым словом песенной эстрады стал «дворовый цикл». Он появился, по словам композитора, под прямым влиянием итальянских неореалистических фильмов. «Песни нашего двора» — это рассказы о первой юношеской любви. «Фон» этих новелл — Двор, в котором бесконечно крутится пластинка, старики, стучащие костяшками домино, простые рабочие люди, обыденная жизнь, чувства простых людей. Наигрыши баяна и гитары.
К лучшим песням Островского можно отнести также «Старый парк» (Бахнов и Костюковский, 1954), «Мальчишки» (Шаферан, 1962), «Песня остаётся с человеком» (Островой, 1964), «Город спит», «Голос земли», «Песня любви» (все на стихи Ошанина, 1965), «Спят усталые игрушки» (Петрова, 1965), «Атомный век», «Лунный камень», «Круги на воде» (все на стихи Кашежевой, 1966), «Время» (Ошанин, 1966).
Песни Островского открыли новые грани только становившихся на путь к всенародной славе таких певцов, как Э. Хиль, И. Кобзон, М. Магомаев, М. Кристалинская, Э. Пьеха, Б. Кузнецов и Л. Полосин.
Творчество А.И. Островского — синтез качеств порой полярно противоположных. Его песни не просты структурно (сломы, смены ритма, усечения фраз). Однако композитор обладает особым даром демократизировать, делать доступной любую сложность. В кладовой его слуха множество танцевальных ритмов — от вальса до твиста, интонации романса, джаза, декламационность, идущая от французского шансона.
В последние годы жизни Аркадий Островский тяжело болел. Язва желудка приводила к нередким госпитализациям. Трудно поверить, что именно в эти годы создавались яркие, полные солнечного света и оптимизма песни.
В сентябре 1967 года в Сочи открывался первый фестиваль «Красная гвоздика», на который, конечно же, композитор получил приглашение. И именно в это время болезнь нанесла свой страшный удар. Осенью 1967 года Аркадия Ильича не стало.
архивные кадры
2007 Пусть всегда буду я. Лев Ошанин (документальный)
Композитор
1989 Ты помнишь наши встречи. (короткометражный)
1965 Концерт-калейдоскоп (короткометражный)
1963 И в шутку и всерьез
1962 Последняя дорога (короткометражный)
1961 Совершенно серьёзно (киноальманах)
1960 Пусть светит! (короткометражный)
1959 Айна
1958 Первый экзамен
1958 Девушка с гитарой
1956 «Архимед» Вовки Грушина (короткометражный)
Источник: http://kino-cccp.net/publ/14-1-0-28146
Тема этой статьи: "глиэр композитор биография".
- Дети Александра Морозова - александр морозов композитор биография личная жизнь
- Балакирев Милий Алексеевич: биография композитора - балакирев композитор краткая биография
- Андрей Батурин; биография, личная жизнь, дети, муж/жена - андрей батурин музыкант и композитор биография
- Классный час по музыке по теме: Биография кого - композитор шаинский биография
- Александр Бородин — интересные данные и факты из жизни композитора | VivaReit - бородин композитор биография
- Артемьев Эдуард — биография: концерты Эдуарда Артемьева в Москве, афиша 2020-2021, билеты - композитор эдуард артемьев биография
- Сайт, посвященный жизни и творчеству советского композитора Василия Павловича Соловьева-Седого - композитор соловьев седой биография
- Максим Созонтович Березовский (Maxim Berezovsky) | - композитор березовский краткая биография
- Морозов, Александр Сергеевич — Википедия - александр морозов композитор биография
- Краткая биография Эдварда Грига - григ композитор биография
Добавить комментарий