Артемьев Эдуард — биография: концерты Эдуарда Артемьева в Москве, афиша 2020-2021, билеты — композитор эдуард артемьев биография

12.02.2021

В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

Концерты с музыкой Эдуарда Артемьева в Москве

композитор эдуард артемьев биография

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Эдуарда Артемьева . На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2020 г. с музыкой Эдуарда Артемьева и купить билет на удобную вам дату.

Артемьев Эдуард Николаевич (р. 1937) – российский композитор, Народный артист России.
Эдуард Артемьев родился в Новосибирске в московской семье, которая была здесь проездом. Отец Эдуарда работал в разных городах страны. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в столицу к своему дяде, хоровому дирижеру, профессору Московской консерватории Николаю Демьянову. Любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора еще в детстве, когда он слушал в исполнении его дяди поздние опусы Александра Скрябина. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях Стравинского, Дебюсси, Доницетти, Пуччини, Беллини.
Э.Н. Артемьев учился в Московском хоровом училище имени А.В. Свешникова.
В 1960 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции у Юрия Шапорина и его ассистента Николая Сидельникова. Вскоре был приглашен в Московскую экспериментальную студию электронной музыки под руководством Евгения Мурзина, где активно изучал электронную музыку, тогда же дебютировал в кино.
В середине 1960-х годов появление синтезатора произвело фурор в музыкальном мире. Артемьев основал в Советском Союзе эпоху электронной музыки. А его самого как композитора кино открыл режиссер Самсон Самсонов, когда пригласил писать мелодии к фильму «Арена».
Уже к середине 1970-х годов Артемьев стал признанным мастером. Без его музыки нельзя представить шедевры отечественного кино: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; все картины Никиты Михалкова; большинство фильмов режиссеров Абдрашитова, Самсонова, Шахназарова и Кончаловского. Композитор является автором музыки более чем к 200 кинокартинам.
В 2000 году Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой ещё в 1977 году. В 2016 году она была поставлена в Театре мюзикла в Москве. В 2014 году композитор создал симфоническую сюиту «Мастер», посвященную 85-летию со дня рождения Василия Шукшина.

Эдуард Артемьев – автор множества произведений в самых разных стилях и жанрах. Один из первопроходцев электронной музыки, классик отечественного кино, создатель симфонических, хоровых произведений, инструментальных концертов, вокальных циклов. Как говорит композитор, «весь звучащий мир является моим инструментом».

Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии. За музыку к кинофильмам удостоен четырёх премий «Ника», пяти премий «Золотой орёл». Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Александра Невского, премиями имени Шостаковича, «Золотая маска», Призом имени Глинки и многими другими. Народный артист России. Президент основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, член исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.

Источник: http://www.belcantofund.com/peoples/detail.php?ID=3130

Мусоргский Модест Петрович

композитор эдуард артемьев биография

Биография Мусоргского Модеста Петровича — молодые годы

Мусоргский Модест Петрович родился в 1839 году. Родом Мусоргский из помещичьей семьи. Мать Модеста Петровича, в девичестве Чирикова, с юных лет обучала сына музыке. Начиная с семи лет, особые способности Модест проявлял к фортепиано. Будучи восьми лет от роду, на этом музыкальном инструменте он сыграл концерт известного композитора для пришедших в гости взрослых. Родители Мусоргского в тот памятный для них вечер услышали от приглашенных множество восторженных комплиментов по поводу безусловного таланта мальчика. Можно сказать, что это детское выступление предрешило дальнейшую биографию Мусоргского. На семейном совете было решено приложить все усилия для развития творческих задатков Модеста. Таким образом, уже через год Мусоргский был зачислен в Петербургскую музыкальную школу на отделение игры на фортепиано. Так началась музыкальная биография будущего прославленного композитора.
В 1852 году Мусоргский начал обучение в военной школе. Занятий музыкой он не оставил, и биография этого творческого периода подарила миру музыкальную пьесу «Подпрапорщик». Получив в 1856 году военное звание подпрапорщика, Мусоргский отправляется на гвардейскую службу. За это время случай свел его с Бородиным и Даргомыжским. Благодаря Даргомыжскому Модест Петрович в 1857 году сблизился с Балакиревым и продолжил свои композиторские сочинения под его наставничеством.
В 1858 году Мусоргский оставил гвардейскую службу и всецело посвятил себя музыке. В 1859 году Модест Петрович отправляется в Москву, где в последствие заводит знакомства с другими композиторами в составе творческого коллектива «Могучей кучки» — Лядовым, Рубинштейном, Римским-Корсаковым и другими. Приняв участие в концертах Кюи и Рубинштейна, в 1861 году Мусоргский, вновь будучи в Москве, сотрудничает с Лядовым в постановке концерта в Мариинском театре. Года два спустя, находясь в заботах по помещичьему имению, к Мусоргскому приходит идея сюжета музыкального сочинения по одноименной знаменитой повести «Саламбо». В том же году Мусоргский, став чиновником, начинает карьеру на государственной службе.
Биография лет жизни Модеста Петровича с 1863 по 1865 год ознаменовалась «коммунным» образом существования, который Мусоргский осуществил с несколькими единомышленниками, будучи под впечатлением от известнейшего произведения Чернышевского, побуждающего к активным действиям по преобразованию жизни своим названием. В этот творческий период Мусоргский пишет музыку к «Калистрату» — сочинению Некрасова, повествующего о быте русского человека.

Биография Мусоргского Модеста Петровича — зрелые годы

Мусоргский и Римский-Корсаков стали тесно общаться с 1866 года. В следующем году Модест Петрович оставил пост чиновника на государственной службе, что негативным образом сказалось на его материальных доходах. В связи с этим, продолжая композиторскую деятельность и расширяя сферу своих знакомств в музыкальных кругах, Мусоргский два года спустя возобновил работу государственного чиновника в другом ведомстве. Биография последующих лет красноречиво свидетельствует как о неиссякаемой творческой работоспособности Мусоргского, так и о непрекращающихся столкновениях с властями из-за цензуры его произведений. Так оказались в опале «Борис Годунов» и «Семинарист». Поселивший у Римского-Корсакова в 1871 году, Мусоргский под его руководством доработал «Бориса Годунова». И в итоговой версии опера увидела свет уже в следующем году, а два года спустя ее разрешили для общественного показа в театре. Вдохновленный успехом, Мусоргский приступил к созданию своей знаменитой «Хованщины». Также в тот период биографии у Модеста Петровича возникла идея сюжетной линии «Сорочинской ярмарки». Начиная с 1875 года, Мусоргский принимает активное участие в различных концертах благотворительного направления. Так, Модест Петрович оказал посильную помощь студентам-медикам, начинающим врачам и малообеспеченным нуждающимся семьям с жилищными проблемами. Будучи близкими друзьями, Мусоргский и Римский-Корсаков вместе организовали постановку «Бориса Годунова» и «Хованщины» Модеста Петровича в музыкальной школе, директором которой являлся Римский-Корсаков.
Наиболее известное произведение Мусоргского – опера «Борис Годунов». Интересен факт из биографии композитора, рассказывающий о зарождении идеи оперы. В гостях у Шестаковой, случай свел Мусоргского с Никольским, занимающимся исследованием литературы русского народа, в частности Пушкиным. Кроме того, Никольский любил музыку, и с Мусоргским они стали близкими друзьями. Подшучивая друг над другом, оба, тем не менее проявляли взаимное уважение, и несмотря на кажущееся легкомыслие, всегда были серьезны, если дело касалось искусства. Их взаимный обмен опытом (Мусоргский – в музыке, Никольский – в литературе) и принес миру «Бориса Годунова», так как Никольский, будучи знатоком поэзии Пушкина, и предложил Мусоргскому взяться за написание одноименной музыкальной пьесы.
Биография последних лет жизни Мусоргского повествует, что оставив служебный пост в 1880 году, он продолжал давать концерты, несмотря на проблемы с самочувствием. В следующем году Мусоргский тяжело заболел. Перед смертью известный художник Репин создал портрет великого композитора. Спустя чуть больше недели после работы над портретом Мусоргский скончался в больнице.
Биография Мусоргского Модеста Петровича была и остается предметом интереса для многочисленных исследователей, в числе которых Стасов, Пекелис и Трифонов. В частности, свет увидели изданные письма Мусоргского, библиография произведений великого композитора, сборники сочинений Модеста Петровича в разных редакциях, не прошедшие цензурной критики первые варианты опер Мусоргского, жизнеописания Мусоргского, посвященные различным датам со дня рождения и смерти, а также профессиональные музыкальные статьи, включающие в себя детальную разборку характеристик и композиторских приемов творчества Мусоргского. Зарубежные исследователи, в особенности немецкие, также много внимания в своих трудах уделяют биографии жизни и творческого пути Мусоргского Модеста Петровича.

Смотрите все портреты здесь

© Биография Модеста Петровича Мусоргского. Биография автора музыки, композитора Мусоргского. Биография музыканта Мусоргского.

Источник: http://dostavka-portretov.ru/info-musorgskiy.html

Биография композитора мусоргского

композитор эдуард артемьев биография

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839—1881) — российский деятель культуры, композитор.

Первое музыкальное произведение издал в 1852 г. Входил в творческое объединение российских музыкантов «Могучая кучка», оказавших большое влияние на его формирование как художника-реалиста, близкого демократическим идеям. В конце 1850 — нач. 1860-х гг. создал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых отразилась оригинальная творческая манера композитора. Особую известность приобрел монументальными оперными сочинениями, наполненными подлинным драматизмом, красочными массовыми народными сценами, сильными историческими образами и характерами, подлинно русскими народными напевами («Борис Годунов», 1869—1874; «Хованщина», 1872; «Сорочинская ярмарка», 1874—1880). В те же годы создал вокальные циклы («Без солнца», 1874; «Песни и пляски смерти», 1875—1877), сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874). Некоторые его пес/1и и романсы представляют собой подобие небольших драматических сценок, Которые отличаются подлинным реализмом, тонкостью и многообразием психологических оттенков.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 335-336.

композитор эдуард артемьев биографияМусоргский Модест Петрович (9.03.1839-16.03.1881), русский композитор. Во время учебы в петербургской школе гвардейских прапорщиков (окончил в 1856) занимался музыкой под руководством известного педагога А. А. Герке.

В 1852 было издано первое музыкальное сочинение Мусоргского — полька “Подпрапорщик”. В 1856 — 57 Мусоргский познакомился с А. С. Даргомыжским и вошел в кружок молодых музыкальных деятелей, впоследствии составивших творческое объединение “Могучая кучка”. Под руководством М. А. Балакирева Мусоргский изучал технику композиции. В 1863-1866 Мусоргский работал над созданием оперы “Саламбо” (по одноименному произведению Г. Флобера), в 1868 над оперой “Женитьба” (по пьесе Н.В. Гоголя, опера не завершена). Мусоргский создал монументальные музыкальные драмы — “Борис Годунов” (1871-72) и “Хованщина” (завершена в 1883, после смерти Мусоргского, Н.А. Римским-Корсаковым). Одновременно с “Хованщиной” Мусоргский создал оперу “Сорочинская ярмарка” (по Н. В. Гоголю). Мусоргский отразил в музыке образы народной жизни, сильные исторические характеры.

композитор эдуард артемьев биография

Мусоргский Модест Петрович (1839, с. Карево Псковской губ. — 1881, Петербург) — композитор. Род. в помещичьей семье. Мечтая о военной карьере сына, отец привез его в Петербург. Мусоргский учился в Петропавловской школе, затем в Школе гвардейских подпрапорщиков. Наряду с занятиями брал уроки игры на фортепиано у известного педагога А.А. Герке. В 1856 Мусоргский стал офицером Преображенского полка. Сблизившись с А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым, Ц.А. Кюи, В.В. Стасовым, вскоре составившими творческое содружество музыкальных деятелей под именем «Могучая кучка», Мусоргский осознал свое истинное призвание и в 1858 вышел в отставку, потому что «соединить военную службу с искусством дело мудреное». В конце 50-х — нач. 60-х гг. Мусоргский написал ряд романсов, делал попытки сочинить музыкально-драматические произведения (музыка к трагедии Софокла «Царь Эдип», опера «Саламбо» по Г. Флоберу), работал над комедией Н.В. Гоголя «Женитьба» и др. Хотя эти произведения так и не были закончены, они сформировали Мусоргский как композитора. Посмертную славу ему принесли оперы: «Борис Годунов» (1872), «Хованщина» (была завершена Н.А. Римским-Корсаковым в 1883), «Сорочинская ярмарка» (была окончена Ц.А. Кюи в 1916).

Мусоргский также автор вокальных циклов: «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877) и др. Стремясь к новизне и принадлежа к группе музыкальных деятелей, работавших в реалистической манере, Мусоргский искал в музыке ответы на вопросы современности. Подобно передвижникам, Мусоргский старался оживить пеструю галерею современных ему типов людей. Клод Дебюсси, на творчество к-рого Мусоргский оказал большое влияние, писал: «Мусоргский чудесен своей независимостью, своей искренностью, своим очарованием. Он некий бог музыки». Непризнанный при жизни, Мусоргский испытывал жестокую материальную нужду, страдал от одиночества, следствием чего стали болезни. Друзьям удалось поместить его в солдатский госпиталь, где И.Е. Репиным был написан его портрет в последний месяц жизни. Р.К. Ширинян — исследовательница творчества Мусоргского — написала о нем: «Трагический парадокс: одарив мир бесценными духовными сокровищами, Мусоргский ушел из жизни нищим и бездомным».

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

композитор эдуард артемьев биография

Памятник Мусоргскому в Великих Луках.
Фото Владимира Павлова.

Литература:

Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский, М., 1986.

Далее читайте:

Новиков Н.С. Молитва Мусоргского. Поиски и находки. Великие Луки. 2009.

Источник: http://hrono.ru/biograf/bio_m/musorgski.php

Модест Петрович Мусоргский: биография

16.03.1839 — 28.03.1881 Россия

композитор эдуард артемьев биографияМусоргский родился 16 марта в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать — Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем в возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет он сыграл большой концерт Фильда.

Дарование сына радовало и отца — Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части, за исключением отца композитора.

В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор начинает заниматься фортепиано с А.А. Герке — одним из лучших Петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В 1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского — «Подпрапорщик».

В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же, в 1856 году, Мусоргский познакомился с А.П. Бородиным, который стал его близким другом. Зимою этого же года Модест Петрович знакомится с А.С. Даргомыжским, а через него и с М.А. Балакиревым и Ц.А. Кюи, затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.

Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей «Могучей кучки», Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни.

В июне 1858 года он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми.

В 60-е годы XIX столетия начинался новый этап в русской музыкальной культуре. Члены «Могучей кучки» продолжали дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему новому. К этому времени относиться ряд крупных творческих замыслов.

В 1856 году Мусоргский задумал оперу «Ган Исландец» на сюжет В. Гюго, из которой, как он сам вспоминает впоследствии, «ничего не вышло , потому, что не могло выйти» (Модесту было 17 лет).

В конце 50-х Мусоргский работает над музыкой к трагедии «Царь Эдип» Софокла. В 1863 году он начал сочинять оперу «Саламбо» (на сюжет Флобера). Опера осталась неоконченной, но некоторые из ее эпизодов вошли в оперу «Борис Годунов».

В это время Мусоргский жил интересами «Могучей кучки», принимал участие во всех собраниях,в исполнении новых произведений.

Он блестяще играл на фортепиано ( в чем он не имел соперников, кроме Балакирева), превосходно исполнял вокальные произведения.

В начале 60-х Мусоргский совершил несколько поездок, обогативших его яркими воспоминаниями и впечатлениями. Январь 1861 года он провел в Москве, поразившей его своей красотой и величием исторических памятников, среди которых развертывалось действие его «Бориса Годунова» и «Хованщины». Мусоргский очень хорошо понимал значение этих поездок: «Когда меняешь обстановку и окружающую среду — освежаешься, прошлое очищается, становится рельефнее и тогда смело разбирает прожитое:» — из письма к Балакиреву. Много народных типов запечатлелось в памяти композитора, и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для творчества: «Подмечаю баб характерных и мужиков типичных — могут пригодиться и те и другие. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько! И каких сочных, славных». Эти впечатления Мусоргский выразил в романсах 60-х годов: «Светик Савишна» — являющаяся, по свидетельству Стасова, зарисовкой с натуры, «Колыбельная Еремушки» (слова Некрасова), «Гопак» (слова Шевченко), «Семинарист» (слова Мусоргского).

Наряду с вокальной музыкой Мусоргский не забывает и об инструментальной. В 1867 году он задумывает симфоническую поэму «Подибрат Чешский». Однако этот замысел остался незавершенным, т.к. Мусоргский начал сочинять в начале июня оркестровую фантазию «Иванова ночь на лысой горе», которую писал сразу в партитуре и закончил 23 июня.

В июне 1868 было сочинено первое действие комической оперы «Женитьба», на сюжет Гоголя. Однако и она не была закончена, по причине, о которой сам автор говорил: «Женитьба» — это клетка, в которую я засажен пока не приручусь, а там на волю:» ( В наше время «Женитьба» была закончена М.М. Ипполитовым-Ивановым).

В 1869 году закончен «Борис Годунов». Партитура была написана полностью. Она являлась центром, сосредоточением долгих исканий Мусоргского, который работал очень быстро, с огромным увлечением, буквально дышал каждой нотой.

Тогда же в 1869 году был написан «Раек» — единственный пример музыкальной сатиры на врагов передового искусства. В 1870 году Мусоргский пишет несколько песен, из числа вошедших в цикл «Детская».

Зимой 1871 года композитор вынужден был переработать оперу «Борис Годунов», которая была «не пропущена» на сцену Мариинского театра. В связи с этим и дабы угодить цензорам Мусоргский добавляет в нее «Польский акт»и сцену под Кромами. В это время он жил бок о бок с Римским-Корсаковым. Оба работали с увлечением, как бы дополняя друг друга. В этой обстановке были закончены: Мусоргским — «Борис Годунов», а Римским-Корсаковым — «Псковитянка». 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра под управлением Э.Ф. Направника состоялось первое представление «Бориса Годунова».

Еще в 1872 году, когда не была полностью завершена работа над «Борисом Годуновым», Мусоргский задумал новую оперу — народную музыкальную драму «Хованщина». В то же время были сочинены песни — «Кот Матрос», «Поехал на палочке», вошедшие в последствие в сборник «Детская». Летом 1875 года Мусоргский усиленно работает над 2-м действием «Хованщины». В середине 1876 г. начинает писать комическую оперу «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю).

Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на творческой работе. Он был вынужден работать аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой.

В 1879 г. он совершает концертную поездку по югу, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Эти впечатления отразились в фортепианных пьесах, сочиненных на Крымском полуострове. Тогда же, во время путешествия по югу была написана знаменитая «Песня о блохе».

композитор эдуард артемьев биография1880 г. — новые испытания. Мусоргский остался без службы, без средств к существованию. Лишь в феврале, благодаря друзьям, он был вновь определен на новое место.

Лето Мусоргский провел в Ораниенбауме, где продолжал работу над «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». 22 августа он сообщает Стасову, что «Хованщина» готова. Оставалось только оркестровать оперу. Но сделать этого он не смог.

12 февраля 1881 г. Мусоргского разбил паралич. Скончался он 16 марта в военном госпитале. В некрологе Стасов писал: «Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта: Как далеко еще до старческих годов и сколько недо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!»

Источник: http://the-art.ru/music/14-musorgsky-modest/

Мусоргский Модест Петрович

композитор эдуард артемьев биография

Введение

композитор эдуард артемьев биография

Модест Петрович Мусоргский ( * 9 (21) марта 1839 ( 18390321 ) — ? 16 (28) марта 1881) — русский композитор, один из членов «Могучей кучки».

Творчество Мусоргского является ярко национально выраженной, что отразилось в гармоничных и мелодичных особенностях его музыки, обращении к русскому фольклору и национальных сюжетов. В своих известных операх — «Борис Годунов» и «Хованщина», композитору удалось показать неизвестные ранее в истории музыки горизонте по глубине раскрытия образа простого народа.

1. Жизнь и творчество

композитор эдуард артемьев биография

Модест Петрович Мусоргский родился 9 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине, умер 16 марта 1881 года в Петербурге), русский композитор, участник «Могучей кучки». Детские годы провел в имении родителей, с шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В автобиографии Мусоргский писал:

«. Ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано.«

композитор эдуард артемьев биография

В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 был издан первый произведение Мусоргского — полька для фортепиано «Подпрапорщик». В 1856-57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и М. А. Балакиревым, которые оказали влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьезно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушел с военной службы. В конце 50 — начале 60-х гг Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-66 работал над оперой «Саламбо» (по одноименному роману Гюстава Флобера, не завершена), который отмечается драматизмом народно-массовых сцен. К середине 60-х гг формируется мировоззрение Мусоргского как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов.

Обращаясь к актуальной, социально заостренной тематике народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты (?Калистрат», «Колыбельная Еремушкы», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.)., в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» ( 1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом стал неоконченная опера Мусоргского ?Женитьба? (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном воспроизведении интонаций живой разговорной речи.

Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений — оперы «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы ( 1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями.

композитор эдуард артемьев биография

В 70-х гг Мусоргский работал над грандиозной по замыслу ?народной музыкальной драмой? из эпохи стрелецких бунтов конца 17 века «Хованщина» (либретто Мусоргского, начата в 1872), идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-80). Одновременно создал вокальные циклы ?Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-77), сюиту для фортепиано ?Картинки с выставки» (1874) и др..

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором ?Хованщина? была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над ?Сорочинской ярмаркой? работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и другие. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованные «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит В. Я. Шебалина (1930).

композитор эдуард артемьев биография

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего народа, борющегося за свои права. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» чрезвычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответы на болезненные вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщина». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых — живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др..

Источник: http://nado.znate.ru/%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Тема этой статьи: "композитор эдуард артемьев биография".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *