Мосолов Александр Васильевич (II) Биография — фильмография — мосолов композитор биография

28.08.2020

Сейчас Игорь Крутой продолжает писать музыку для исполнителей разных жанров, разных континентов. Песни на его композиции исполняют Алла Пугачева, Анжелика Агурбаш, Леонид Агутин, Николай Басков, Дима Билан, Лайма Вайкуле, Валерия, Олег Газманов, Иосиф Кобзон, участники детского конкурса «Новая волна», оперные певцы Андреа Бочелли, Лара Фабиан, Дмитрий Хворостовский и многие другие.

Мосолов Александр Васильевич (II)

Мосолов Александр Васильевич (II)

мосолов композитор биография

11 августа 1900, Киев — 12 июля 1973, Москва.

В 1925 году окончил Московскую консерваторию.

Окончил Московскую консерваторию (1925) у Р. М. Глиэра и Н. Я. Мясковского. Во второй половине 1920-х гг. считался одним из наиболее талантливых композиторов авангардного склада, входил в Ассоциацию современной музыки (АСМ). Эксперименты Мосолова в области музыкального конструктивизма — прежде всего, симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» (1928, из неосуществленного балета «Сталь») и вокальные пьесы «Четыре газетных объявления (из „Известий» ВЦИКа)» (1926) — вызвали большой интерес как в СССР, так и за рубежом. Однако в 1930-е гг. музыка Мосолова и он сам подверглись травле, в 1937 композитор был репрессирован, приговорен к 8 годам заключения, в 1938 по ходатайству Мясковского и других был освобожден, но лишен права проживать в крупных городах.
Позднее творчество Мосолова носит гораздо более традиционный, а порой (как, например, в Танцевальной сюите для арфы соло, 1946) и откровенно стилизационный характер.
В наследии Мосолова — 4 оперы («Герой», 1928, «Плотина», 1930, «Сигнал», 1941, «Маскарад», 1944, по драме Лермонтова), 7 симфоний, концерты для фортепиано, виолончели, арфы с оркестром, камерная и вокальная музыка. В последнее время проиизведения Мосолова все чаще исполняются как в России, так и за рубежом (Х. Хенк и др.)

Источник: http://kino-cccp.net/publ/12-1-0-32140

Биография Чайковского Петра Ильича

мосолов композитор биография

Чайковский Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Боткинских заводов. В Воткинске, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора. Народные песни — по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, — были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.

В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано.

Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах. Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих.В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции.

Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения — сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами. Важным событием той поры стало знакомство с оперой Моцарта «Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге.Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем Петр Ильич брал уроки теории музыки у брата Кюндингера — Августа.

Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию. Самое сокровенное поверяет он сестре: «В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку».

Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подготовленным. Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно трудными, огромными по объему задачами, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.

В течение 1863-1864 учебного года Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные сочинения. В том же году для большого симфонического оркестра Чайковский написал пьесу «Римляне в Колизее», оркестровал первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов Шумана. Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и мудреной, включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил своего учителя.Во время летних каникул композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве программы «Грозу» А.Н. Островского. Осенью следующего года — струнный квартет и еще одну увертюру, которые получили одобрение у педагогов и были исполнены в ученических концертах.

Приближалась знаменательная дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда Чайковского. Однако спустя три месяца после получения диплома он читает суровый, убийственный приговор Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб». Но молодой композитор не падает духом. У него зреет замысел оперы. Но прежде Чайковский принимается за сочинение симфонии.

Свою первую симфонию Чайковский назвал «Зимние грезы». Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. «Зимние грезы» проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями. Его симфония стала исповедью души. В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному.В «Зимних грезах» проявились тот образный строй, способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод.

Источник: http://www.biografguru.ru/about/chaykovskiy/?q=1137

Чесноков Павел Григорьевич : биография

мосолов композитор биография

24 октября 1877 — 14 марта 1944
русский хоровой дирижёр, композитор, церковный регент, профессор Московской консерватории

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916—1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого — Захарьина).

Orthodox choir music — Pavel Grigorievich Chesnokov: Nr.18 An Angel Halt Exclaimed, op.22

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

Источник: http://www.people.su/122342

Чесноков биография композитор

ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ (1877–1944)
Русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных произведений. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.
С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке. После революции Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. Имя Павла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов. Скончался Павел Григорьевич в Москве 14 марта 1944, на улице Герцена, недалеко от консерватории.

Большая работа П. Г. Чеснокова »’Хор и управление им»’, впервые опубликованная в 1940 году, может быть отнесена к числу замечательных трудов, приносящих большую пользу большому числу хоровых дирижеров, ищущих новые пути в развитии отечественного хорового искусства. Книга Чеснокова представляет собою своеобразную энциклопедию хоровой работы и бесспорно является лучшим трудом в этой области.
Об интересе к книге говорит и тот факт, что при выходе ее из печати тираж разошелся в несколько часов. Второе издание книги сейчас также является библиографической редкостью, известна и переведена за рубежом.

Павел Григорьевич Чесноков в семилетнем возрасте поступил в Московское Синодальное училище , которое окончил в 1895 г. (17 лет) с золотой медалью. Чесноков начал писать духовную музыку еще во времена учебы в училище, с 1894 г. «Его сочинения, начиная с ученических лет, встречались с особым вниманием со стороны С.В. Смоленского, который старался всячески развить дарование молодого композитора своими указаниями и строгими критическими замечаниями» . Первые духовные сочинения Чеснокова (две «Херувимские» и два причастна: “О Всепетая Мати” и “Высшую небес”) были посвящены С.В. Смоленскому.
В 1895-99 гг. Чесноков брал уроки композиции у С.И. Танеева. С 1895 г. он преподавал в Синодальном училище, (дирижирование и сольфеджио, а с 1898 г. — церковное пение). Также он преподавал в различных гимназиях и школах Москвы (хоровое пение, скрипку и историю церковного пения), был регентом в нескольких московских церквах. В 1901-1904 гг. Чесноков был помощником регента Синодального хора. К 1902 году в Синодальном хоре, регентом которого был В.С. Орлов, помощниками регента были: Данилин, Кастальский и Чесноков. А.В. Преображенский в письме С.Смоленскому пишет: «Теперь у Синодального хора целых четыре регента». В 1904 году Чесноков и Данилин оставляют Синодальный хор.
В 1913 г. (36 лет) П. Чесноков, уже получивший известность как регент и композитор, поступил учиться в Московскую консерваторию. Окончил Консерваторию в 1917 г. по классу композиции и дирижирования у М. Ипполитова-Иванова.
По мнению исследователя, «в лучших сочинениях Чеснокова внутренняя граница, разделяющая светские и церковные жанры, не нарушается, но в любом случае очевидно, что если ориентир Кастальского в “светском поле” — крестьянская песня, эпическая или протяжная, народная подголосочная манера, Гречанинов — народно-песенное творчество в осмыслении русских классиков и современные композиторские искания, то Чеснокова, при всем его несомненном и глубоком знании церковной традиции, — скорее, городской романс, может быть, поздний духовный стих» .
Для Чеснокова типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях роспевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для духовных сочинений для голоса соло с хором: “Ангел вопияше”, “Блажен муж”, “Да исправится” ).
А.В. Никольский писал: «Г. Чесноков в большей части своих произведений едва ли удобен для клироса, как по трудности письма, так и по основному характеру этих сочинений. Если же принять во внимание то мастерство, с каким они написаны, то обилие художественных красот, какое они содержат в себе, а также и то, насколько “благодарны” они для хорошего хора и дирижера, то лучшего материала для программ духовных концертов и требовать нельзя» .
Чесноков сочинял также и экфонетику для чтеца (паремия на утрени Великой субботы — на Иезекииля), для священника (“Милость мира”, ор. 10, № 3) и для диакона: литийная молитва “Спаси, Боже, люди Твоя” для диакона баса соло и смешанного хора (1920), ектении для диакона баса соло и смешанного хора (ор.41).
П.Г. Чесноков — выдающийся знаток и мастер хора. Автор труда (пособия для хоровых дирижеров) “Хор и управление им”, опубликованного в 1940 г. Предшественницей этой книги была брошюра «Записки регента», опубликованная в 1912 г. В ней Чесноков пишет: «Дурное или хорошее отношение регента к певцам и певцов к регенту имеет соответствующее влияние на исполнение. Ведь что такое исполнение? Это — теснейшее духовное общение, полное слияние душ певцов с душой регента. Регент в момент исполнения — солнце, певцы — цветы. Как цветы раскрываются и тянутся к солнцу, впитывая его животворящие лучи, так и певцы в момент исполнения открывают свои души, принимая в них излучение вдохновения регента и вдохновляясь» .

Источник: http://vk.com/topic-2050211_21844594

Павел Григорьевич Чесноков

мосолов композитор биография«Человек глубокой порядочности, сохранивший до преклонных лет наивную простоту и доверчивость своей поэтической и тонко чувствующей души», – так один из коллег-современников охарактеризовал Павла Григорьевича Чеснокова – композитора, создавшего множество прекрасных духовных сочинений.

Родина композитора – подмосковный город Истра, в то время именовавшийся Воскресенском. Отец его был регентом, благодаря чему жизнь будущего композитора с детских лет оказалась связана с церковным пением. С пятилетнего возраста он пел в церковном хоре, возглавляемом отцом. Все сыновья в этом семействе были одарены музыкально – Павел и четверо его братьев обучались в Московском синодальном училище, а трое из них, в том числе Павел, стали регентами.

Годы учения Чеснокова пришлись на то время, когда училище возглавлял Степан Васильевич Смоленский, отдавший много сил возрождению традиций древнерусского церковного пения. Для Чеснокова он был высшим авторитетом, на его мнение композитор ориентировался в своем творчестве – а создавать музыку он начал еще до завершения учебы. К моменту окончания училища в 1905 г. (а закончил его Чесноков с отличием) он успел написать несколько песнопений, некоторые из них в ближайшие годы прозвучали в исполнении Синодального хора.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты
Борис Григорьевич Тевлин

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Рафаэль Кубелик

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Анна Моффо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Источник: http://musicseasons.org/pavel-grigorevich-chesnokov/

Тема этой статьи: "мосолов композитор биография".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *