Биография Рахманинова — композитор рахманинов биография

22.08.2020

Лирика Лядова обычно светлая и уравновешенная по настроению. Она сдержанна и слегка застенчива, ей чужды пылкие страсти и патетика. Отличительные особенности фортепианного стиля – изящество и прозрачность, отточенность мысли, преобладание мелкой техники – «ювелирная» отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами – жемчужинами сердца».

Рахманинов Сергей Васильевич

композитор рахманинов биография

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) — русский композитор, пианист, дирижёр, один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Творческий облик Рахманинова многогранен. Его музыка несет в себе, богатое жизненное содержание. Она впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, нередко — выражением безграничного ликования и счастья. Встречаются в ней и образы глубокого душевного покоя, озарение светлым и ласковым чувством., полные нежного и кристального лиризма. И вместе с тем ряд произведений Рахманинова насыщен острым драматизмом;, здесь слышится глухая мучительная тоска, чувствуется неотвратимость трагических и грозных событий.

Биография Рахманинова Сергея Васильевича — молодые годы.

Рахманинов Сергей Васильевич родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. Согласно данным, опубликованным в 1895 году И. И. Рахманиновым, род Рахманиновых берет своё начало от молдавских господарей Драгош, которые основали Молдавское государство и правили Молдавией более двухсот лет. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным.
С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»).
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).
Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому. В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчанье ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). В возрасте 19 лет Рахманинов окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова — одноактная опера «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», пост. 1893, Большой театр, Москва).

Биография Рахманинова Сергея Васильевича — зрелые годы. В 1912 г. Рахманинов вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества и с невероятным успехом провел сезон, в одном из концертов которого была исполнена его симфоническая поэма «Колокола» по произведению Эдгара По в переводе Константина Бальмонта.
В 1915 году умирает товарищ и соученик Рахманинова по классу
Зверева, великий русский композитор и пианист Александр Скрябин. Концертный репертуар Рахманинова состоял, главным образом, из собственных сочинений.
Но в память Скрябина Рахманинов дал несколько концертов из его произведений, в том числе и для того, чтобы поддержать в материальном плане семью Скрябина.
1 ноября 1918 г. семья Рахманиновых отплыла из Норвегии в Нью-Йорк.
С первого концерта в маленьком городке Провиденс в штате Род-Айленд началась концертная деятельность Рахманинова, которая продолжалась без перерыва почти 25 лет. В Америке Сергей Рахманинов добился ошеломляющего успеха, который когда-либо сопутствовал здесь иностранному исполнителю. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта. «Человек, способный в такой манере и с такой силой выражать свои чувства, должен прежде всего научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…» – было написано в одной из рецензий.
Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине. Он очень внимательно следил за развитием советской культуры. Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным.
Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
На протяжении всех периодов творчества Рахманинов создал большое количество произведений, известных во всем мире. Оперы – Алеко (1893, Москва), Скупой рыцарь, Франческа да Римини (обе – 1904, постановка 1906, Москва); для солистов, хора и оркестра – кантата Весна (1902), поэма Колокола (1913); для оркестра – 3 симфонии (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симфонические танцы (1940) и др.; для фортепиано с оркестром – 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. Элегическое трио (Памяти великого художника, 1893); для фортепиано – сонаты, музыкальные моменты, этюды-картины, прелюдии и др.; 2 сюиты для 2 фортепиано; хоры (с оркестром, с фортепиано), хоры a cappella – Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение; романсы; транскрипции и переложения.

Смотрите все портреты здесь

© Биография Рахманинова Сергея Васильевича. Биография музыканта Рахманинова Сергея Васильевича. Биография композитора Рахманинова.

Источник: http://dostavka-portretov.ru/info-rachmaninov.html

Композитор рахманинов биография

композитор рахманинов биография

Гении. Сергей Рахманинов (студия А.Кончаловского)
Год выпуска: 2003
Жанр: Документальный
Продолжительность: 51 мин.

Режиссер: Галина Огурная

В ролях: музыкальные критики, музыканты, ведущий — Андрей Кончаловский

Описание: Это второй фильм из цикла «Гении». В нем рассказывается о жизни и творчестве гениального русского композитора, пианиста, дирижера — Сергея Васильевича Рахманинова. Производство фонда Андрея Кончаловского по заказу ГТРК «Культура»

Доп. информация: 1 апреля (20.03) 1873 года, в Новгородской губернии родился Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, пианист и дирижер, один из выдающихся представителей русской музыкальной культуры конца XIX — начала ХХ веков.

Он принадлежал к числу тех музыкантов, которые считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты.

«Музыка Рахманинова – океан. Его волны начинаются так далеко и так высоко, что вы не видите их границ. Вы чувствуете только дыхание, которое не свойственно ни одному русскому композитору», — говорит Андрей Кончаловский в начале фильма «Гении. Сергей Рахманинов» (режиссер Галина Огурная), который телеканал «Культура» показывает 1 апреля — в день рождения выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера.

«Он стал символом русскости», — утверждает в фильме композитор Юрий Буцко, размышляя о популярности рахманиновской музыки в России и за рубежом.
Историю жизни Сергея Рахманинова рассказывают писатель Владимир Крутов и историк Борис Никитин. Биография композитора рассматривается в контексте истории России XX века и музыкальной жизни России, Америки и Европы. Отдельные главы фильма «Гении. Сергей Рахманинов» посвящены взаимоотношениям Рахманинова с Чайковским, Скрябиным, Танеевым, Шаляпиным.

«Искусство никогда не изменяет, по крайней мере, тем, кто его любит. И исключением из этого правила являюсь только я один. Между нами произошло какое-то недоразумение. Но я думаю, Бог даст, искусство и надо мной скоро сжалится и пошлет те блага, которые даются согласием с ним», — писал композитор.

Рахманинов всегда выделял, как-то по особенному любил свое произведение «Колокола», написанное накануне Первой мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфонию» русских колокольных звонов. А тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах.

Много выступал Рахманинов и в Америке, куда его семья уехала после революции 1918 года. Эти концерты не только приносят материальное благополучие (гонорары за выступление достигали трех тысяч долларов), но и вдохновляют на новые творческие идеи. «Я эстрадный человек, — говорил о себе Рахманинов, — то есть я люблю эстраду. В противоположность многим артистам я не вяну от этого, а крепну. И способен от одного звука рояля на новые неожиданные для себя выдумки и открытия».

В фильме о Сергее Рахманинове прозвучат отрывки из романсов в исполнении Натальи Сучковой, «Всенощного бдения» и «Колоколов» в исполнении Московского академического хора под управлением Владимира Минина; фрагменты Концерта №3 для фортепиано с оркестром в исполнении Николая Луганского.
«Гениальный пианист, наследник традиций Листа и Рубинштейна, Рахманинов захватывал аудиторию страстностью исповеди и проповеди, вытекающих из свойств и особенностей его личности. Его произведения – это «музыкальные романы», глубиной, обаянием, типично русской духовной атмосферой напоминающие страницы Толстого, Чехова, полотна Левитана, стихи Надсона, Бунина, Тютчева. », — из воспоминаний Мариэтты Шагинян.РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943) -выдающийся российский композитор, пианист, дирижер. В 1904-06 дирижер Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом (с 1918 в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания с ритмической энергией. 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, Три симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы и др. Крупнейший представитель мирового пианистического искусства.

Формат: AVI
Размер:439 MB
Скачать

Источник: http://muzikalkairk6.ucoz.ru/load/biografija_kompozitorov/russkie_kompozitory_xx_veka/biografija_kompozitora_sergej_rakhmaninov/14-1-0-151

Великие русские композиторы: Сергей Рахманинов (часть 1)

Свою повесть о пианистах-виртуозах нельзя продолжить без упоминания о Рахманинове. Он родился в далеком девятнадцатом веке, точнее, весной 1873-го года, и за свою жизнь успел оказать влияние не только на русскую классическую музыку, но и на музыку всего мира. композитор рахманинов биографияСергей Рахманинов в детстве

Родился Сергей Васильевич Рахманинов в усадьбе Семеново, в дворянском роду Рахманиновых. Последний брал свое начало из далеких времен и определенно принадлежал к числу знатных. Отец Сергея Рахманинова был из дворян Тамбовской губернии, и его род вел своими корнями к внуку молдавского царя, Стефана Великого.

Мать Рахманинова была дочерью генерала, а вот дед известного композитора сам был музыкантом и брал уроки у Джона Филда. Он вполне успешно выступал с концертами по русским городам, таким как Тамбов, Москва и Петербург. И по сей день сохранились записи его произведений. Например, «Прощальный галоп», написанный им для игры на фортепиано в четыре руки.

Родитель же Сергея, Василий, хоть и был талантлив и музыкально грамотен, но все же играл исключительно как любитель, а не как профессионал.

Тем не менее, Сергей Васильевич Рахманинов уже с раннего детства проявлял исключительный интерес к музыке. Так уж повелось, что самые известные музыканты и композиторы являются по сути таковыми лишь из-за того, что не оставили любовь своей юности, свою первую страсть. Ну и конечно же, в ряде случаев, все становилось реальным именно благодаря родителям музыкантов.

Так было и с Рахманиновым. Сначала уроки игры на фортепиано давала ему мать, а потом приглашали учительницу музыки. Благодаря ее поддержке, молодому Рахманинову удалось вскоре поступить в младшее отделение консерватории Санкт-Петербурга. Вот только мальчик частенько прогуливал занятия, а потому учеба шла из рук вон плохо. И после заседания семейного совета его было решено перевести в Московскую консерваторию.

И вот так случилось, что несколько лет Рахманинов провел в частном пансионе Николая Зверева. Среди воспитанников заведения были и Александр Николаевич Скрябин, и многие другие известные музыканты. Примерно в тринадцатилетнем возрасте мальчик познакомился с Петром Ильичом Чайковским, часто бывающим в пансионе. Тот еще во время обучения юного Сережи предрек ему великое будущее.

Так понемногу юноша продолжал свое обучение, а позже стал заниматься по классу композиции. В девятнадцатилетнем возрасте – в мае 1892 – он окончил консерваторию по классу пианино и в том же году опубликовал свою первую оперу. Это была опера «Алеко», его дипломная работа по мотивам произведения Пушкина, получившая столь высокую оценку, что ею даже заинтересовался, а позже включил в свой репертуар Большой театр. Так и получилось, что он закончил консерваторию с большой золотой медалью.

Чего только не сделаешь ради денег?! И преподавателем станешь, например, в Мариинском женском училище. В возрасте двадцати четырех лет Сергей Рахманинов стал дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова. Там он проработал всего один сезон, но и за это крайне недолгое время успел сделать вклад в развитие русской оперы. композитор рахманинов биографияМолодой Рахманинов

Но вот его Первая симфония едва стала последней в его карьере. По большей части это произошло из-за не самого удачного исполнения, но немалую роль также сыграло и новаторство произведения. По некоторым соображениям, именно его необычность стала причиной провала.

Сам Рахманинов крайне переживал из-за происшествия. Вследствие этого его постиг творческий кризис, и ему потребовалась помощь опытного психиатра, чтобы вновь начать сочинять музыку.

Кстати, Сергей Рахманинов был одним из наиболее известных пациентов Николая Владимировича Даля, но и помимо него к услугам этого знаменитого специалиста по гипнозу прибегали многие представители мира искусства. По крайней мере, ему удалось вывести Сергея из тяжелой депрессии.

Курс лечения оказался настолько успешным, что свое второе произведение Рахманинов посвятил своему врачу. Да, звездный был доктор. Ну и список пациентов впечатляет: Шаляпин, Скрябин и Станиславский – одни эти имена уже чего стоят! Но, как и следовало ожидать, долго этот доктор не мог проработать в социалистической России, и в 1925-ом году был вынужден эмигрировать.

Источник: http://propianino.ru/velikie-russkie-kompozitory-sergej-raxmaninov-chast-1

Композитор рахманинов биография

Сергей Васильевич Рахманинов

Русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович (1808—81) — пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4— 5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепьяно . С 1882 занимался в Петербургской , с 1885—в Московской консерватории . Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепьяно), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1 -й концерт для фортепьяно с оркестром (1891: 2-я редакция 1917), ряд фортепьянных , камерно-инструментальных произведений , романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование.

Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892; дипломная работа—опера «Алеко»). В сезон 1897/98 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904—06 — Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899). В 1909—12 активно участвовал в деятельности РМО (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.

В конце 1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США. В 1918—43 занимался преимущественно концертной деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941—42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.

Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19—20 вв. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гимничность.

Музыка обладает неповторимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепьянным произведениям.

Рахманинов — один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова.

оперы-
Алеко (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», 1892, Большой театр), Скупой рыцарь (на текст Пушкина, ор. 24, 1904; поставлена 1906, Большой театр), Франческа да Римини (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте, ор. 25, 1904; поставлена 1906, Большой театр);

для солистов, хора и оркестра-
кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум», ор. 20, 1902), поэма Колокола (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913);

для оркестра-
3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895; e-moll, op. 27, 1906-07; a-moll, op. 44, 1935-36), фантазия Утёс (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894), симфоническая поэма Остров мёртвых (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909), Симфонические танцы, ор. 45 (1940);

для фортепиано с оркестром-
4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890-91, 2-я редакция 1917; c-moll, op. 18, 1901; d-moll, op. 30, 1909; g-moll, op. 40, 1914-26, 2-я редакция 1929, 3-я редакция 1941), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934);

камерно-инструментальные ансамбли-
Романс и Венгерский танец для скрипки и фортепиано, ор. 6 (№ 1 и 2, 1893), Прелюдия и Восточный танец, ор. 2 (№1 и 2, 1892) и соната g-moll, ор. 19 (1901) для виолончели и фортепиано. Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели (Памяти великого художника, d-moll, ор. 9, 1893);

для фортепиано-
2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906-07; b-moll, op. 36, 1913, 2-я редакция 1931), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931), Пьесы-фантазии (1892), Салонные пьесы (1893-94), 6 музыкальных моментов, ор. 16 (1896), 10 прелюдий, ор. 23 (1902), 13 прелюдий, op. 32 (1910), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911), 9 Этюдов-картин, op. 39 (1916-17), Bocточный эскиз (1917), Осколки (Fragments, 1917);

для фортепиано в 4 руки-
6 пьес, ор. II (1894);

для 2 фортепиано-
2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892; 2-я op. 17, 1900-01);

для хора с оркестром-
Три русские песни, ор. 41 (1926);

для хора с фортепиано-
Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова Н. А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г.Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894-96);

для хора а сappellа-
Литургия Иоанна Златоуста, ор. 31 (1910), Всенощное бдение, ор. 37(1915);

для голоса с фортепиано-
6 романсов, ор. 4 (1891-93), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893), 12 романсов, ор. 14 (1896), 12 романсов, op. 21 (1902), 15 романсов, op. 26 (1906), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908), 14 романсов, ор. 34 (1912), Из Евангелия от Иоанна (1915), 5 романсов, ор. 38 (1916);

транскрипции и переложения (для фортепиано)-
своих романсов Сирень (издано 1941) и Маргаритки (издано 1940), сочинений других авторов-Ж. Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (1903), M. П. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка» (издано 1921), Ф. Крейслер. Вальс «Муки любви» (издано 1926) и вальс «Радость любви» (издано 1943), Н. А. Римский-Корсаков, «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (издано 1931), И. С. Бах. Прелюдия, гавот и жига из сюиты E-dur для скрипки соло (издано 1933 и 1941), Ф, Мендельсон. Скерцо из музыки к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (издано 1938), П. И. Чайковский. «Колыбельная» на слова А. Н. Майкова (изд. 1941), балет «Спящая красавица» (для фортепиано в 4 руки);

юношеские сочинения (не изданные автором)-
1-я часть симфонии (1891), симфоническая поэма Князь Ростислав (по стихотворению А. К. Толстого, 1891), Andante и скерцо для струнного квартета (1889), Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели g-moll, 1-я часть (1892), 3 ноктюрна для фортепиано (1887-88), 4 пьесы для фортепиано (1889), 2 пьесы для фортепиано в 6 рук (1890-91), Русская рапсодия для 2 фортепиано (1891), 5 романсов (1890-91), Бурлацкая песня для голоса с фортепиано (1891), Deus meus для хора a cappella (1890-91).

Источник: http://cl.mmv.ru/composers/Rahm.htm

Музыкальный справочник

Статьи о музыке и музыкантах

Обмен ссылками
Новости
Полезные ссылки
Другое

АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ
/1801—1848/

Александр Егорович Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора сначала находился на военной, затем на гражданской службе, был скромным чиновником. Большие музыкальные способности, незаурядные вокальные данные, проявившиеся у Варламова уже в детстве, определили дальнейшую его судьбу: в девятилетнем возрасте он был отправлен в Петербург и зачислен «малолетним певчим» в Придворную певческую капеллу. В этом замечательном хоровом коллективе Варламов под руководством выдающегося русского композитора Д. С. Бортнянского получил музыкальное образование. После обучения в капелле восемнадцатилетний Варламов был направлен учителем певчих в русскую посольскую церковь в Гааге (Голландия). На чужбине он впервые выступил в концертах как певец и гитарист.

С этого времени начинается трудный тернистый путь Варламова — русского музыканта, вышедшего из недворянских слоев общества и вынужденного обеспечивать свое существование трудом и талантом.

В 1823 году Варламов возвращается на родину, в Петербург. Он дает уроки пения, сочиняет музыку и однажды выступает в большом публичном концерте в качестве дирижера и певца. Однако материальная необеспеченность заставляет музыканта искать прочного служебного положения. Он хлопочет о поступлении в Певческую капеллу и с 1829 года совмещает там работу хориста и преподавателя сольного пения мальчикам-певчим..

В Петербурге Варламов познакомился с М. И. Глинкой и принимал деятельное участие в музыкальных вечерах, происходивших в доме у великого композитора. Эти встречи были плодотворны для развития творческих устремлений Варламова.

Служба в капелле требовала работы преимущественно в области духовной музыки, в то время как композитора влекло к светскому музыкальному искусству, к театру. Не удовлетворенный своей работой, он ушел из капеллы (в конце 1831 года) и переехал затем в Москву, где занял должность помощника капельмейстера в императорских московских театрах. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных пьес. Варламов продолжал также педагогическую работу: он преподавал пение в театральном училище и давал частные уроки. В Москве он сблизился с выдающимися представителями искусства, актерами Малого театра П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, композитором Верстовским, писателем М. Н. Загоскиным, поэтом Н. Г. Цыгановым, певцом А. О. Бантышевым и др. Творческое общение с талантливыми представителями московской художественной среды оказало большое влияние на Варламова. У него окончательно определилось горячее стремление писать музыку «по-русски» (выражение Глинки), все сильнее проявлялась любовь к народной песне.

Это тяготение к народному музыкальному искусству выявилось впоследствии во всей многообразной деятельности Варламова: в творчестве, в исполнительстве, в педагогике (а именно—в попытке обосновать своеобразие русской школы пения особенностями русской народной песни).

Московский период — время расцвета деятельности композитора. Вышли из печати первые романсы Варламова, сразу обеспечившие автору исключительную популярность: «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Ох, болит да щемит», «Не шумите, ветры буйные» и другие.

Вскоре после переезда в Москву Варламову было предложено место «композитора музыки» при оркестре Московского театра. Он должен был сочинять музыку к драматическим спектаклям, обрабатывать произведения других авторов, делать различные переложения. Кроме того, он иногда дирижировал оркестром, заменяя главного капельмейстера.

На протяжении 30-х — начала 40-х годов Варламов создал музыку к ряду спектаклей, ставившихся на сцене московского Малого театра, а также в Петербурге. Это были пьесы различных русских и западноевропейских авторов, например: «Двумужница» Шаховского, «Рославлев» по роману Загоскина, «Майко» Беклемишева, «Гамлет» Шекспира, «Эсмеральда» В. Гюго и многие другие. Театральная музыка Варламова состоит, главным образом, из песен, исполнявшихся в сопровождении оркестра, и из небольших самостоятельных оркестровых эпизодов.

Композитор обращался также к балету. Два балета Варламова — «Забавы султана» и «Мальчик с пальчик» — шли на сцене московского Большого театра..

В этот же период Варламов много работал в области романса и песни. После первой публикации романсов в 1833 году за десять лет было издано 85 новых вокальных произведений композитора.

Немалое значение имела исполнительская деятельность Варламова как певца, гитариста и дирижера. Будучи прекрасным певцом, несмотря на сравнительно небольшой голос (тенор), Варламов удивительно тонко исполнял романсы собственного сочинения и народные песни. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров. Слушателей захватывала глубокая выразительность и своеобразная манера пения; по словам современников, певец «неподражаемо высказывал» свои романсы.

Варламов пользовался также большой популярностью как вокальный педагог. В 1840 году был опубликован его труд «Школа пения», явившийся обобщением большого педагогического опыта. «Школа пения» — первая в России крупная работа по методике преподавания вокального искусства..

Последние три года своей жизни Варламов вновь провел в Петербурге. В столице он надеялся снова устроиться на службу в Певческую капеллу, однако это ему не удалось, и он, обремененный большой семьей, испытывал тяжелую нужду. Незадолго до смерти Варламов начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», содержанием которого являлись обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен. Тяжелые условия жизни пагубно сказались на здоровье композитора: в 1848 году он скончался в возрасте 47 лет.

В обширном творческом наследии Варламова наиболее значительное место занимают его романсы и песни. Композитором написано более 150 сольных произведений, ряд вокальных ансамблей и значительное количество обработок народных песен.

„..По складу своего дарования Варламов лирик. Его музыка пленяет искренностью, непосредственностью и свежестью чувства. Гражданская, социальная тема не нашла у Варламова столь прямого отражения, как у Алябьева. Однако его лирические произведения, выражавшие то щемящее чувство тоски и неудовлетворенности, то бурные порывы и страстную жажду счастья, были глубоко созвучны настроениям, переживаемым русским обществом 30-х годов. Отсюда огромная популярность песен и романсов Варламова у его современников. Эта популярность объясняется также демократичностью варламовского творчества. Композитор опирался на широко распространенные жанры бытового песенного искусства и обычно сочинял в той же манере. Ему удавалось так правдиво передавать народный склад музыки, что некоторые из его произведений (например, «Красный сарафан») воспринимались как подлинные народные песни.

В романсах взволнованного, приподнятого характера, а также в некоторых песнях чувствуется влияние цыганской манеры пения, сказывающееся, в частности, в резких эмоциональных и динамических контрастах.

Самым ценным в музыке Варламова является ее мелодическое богатство. В этой области наиболее полно раскрылось огромное дарование композитора. Мелодии его романсов — песенные, распевные, широкого дыхания — развиваются свободно и легко. Им свойственны пластичность, рельефность, завершенность рисунка. Неразрывна их связь с мелодикой народной песни — не только в природе интонаций, но и в принципах развития.

Источник: http://www.mus-info.ru/composers/varlamov.shtml

Тема этой статьи: "композитор рахманинов биография".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *