Александр Егорович Варламов (Alexander Varlamov) | — биография варламова композитора
30.06.2020Рахманинов Сергей Васильевич родился 20 марта 1873 года в дворянской семье в имении Онег, принадлежащем его матери, под Новгородом. Согласно данным, опубликованным в 1895 году И. И. Рахманиновым, род Рахманиновых берет своё начало от молдавских господарей Драгош, которые основали Молдавское государство и правили Молдавией более двухсот лет. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным.
С 4-5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). В детские и отроческие годы зародилась привязанность к поэтической русской природе, к образам которой не раз в своём творчестве он обращался. В те же годы Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Посещая вместе с бабушкой новгородские монастыри, Сергей Васильевич слушал прославленные новгородские колокола и древнерусские обрядовые напевы, в которых он всегда отмечал национальные, народопесенные истоки. В дальнейшем это отразится в его творчестве (поэма-кантата «Колокола», «Всенощное бдение»).
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).
Осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву. В возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому. В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчанье ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). В возрасте 19 лет Рахманинов окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Рахманинова — одноактная опера «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», пост. 1893, Большой театр, Москва).
Биография варламова композитора
- Поддержите наш сайт →
Alexander Varlamov
Романсы и песни А. Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика», и даже был запечатлен в русском лубке. Музыка Варламова нашла отражение и в художественной литературе: романсы композитора, как характерный элемент быта, введены в произведения многих писателей — Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова, Н. Лескова, И. Бунина и даже английского автора Дж. Голсуорси (роман «Конец главы»). Но судьба композитора сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.
Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.
В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых разнообразных впечатлений: он часто посещает оперу, концерты. даже сам выступает публично как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки». По возвращении на родину (1823) Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с М. Глинкой — они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.
В 1832 г. Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных: актеры М. Щепкин, П. Мочалов; композиторы А. Гурилев, А. Верстовский; поэт Н. Цыганов; писатели М. Загоскин, Н. Полевой; певец А. Бантышев и др. Их сближало горячее увлечение музыкой, поэзией, народным искусством.
«Музыке нужна душа», — писал Варламов, — «а у русского она есть, доказательство — наши народные песни». В эти годы Варламов сочиняет «Красный сарафан», «Ох, болит, да щемит», «Что это за сердце», «Не шумите, ветры буйные», «Что отуманилась, зоренька ясная» и другие романсы и песни, вошедшие в «Музыкальный альбом на 1833 год» и прославившие имя композитора. Работая в театре, Варламов пишет музыку ко многим драматическим постановкам («Двумужница» и «Рославлев» А. Шаховского — вторая по роману М. Загоскина; «Князь Серебряный» по повести «Наезды» А. Бестужева-Марлинского; «Эсмеральда» по роману «Собор парижской богоматери» В. Гюго, «Гамлет» В. Шекспира). Постановка шекспировской трагедии была выдающимся событием. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль 7 раз.
Балет тоже интересовал Варламова. 2 его произведения в этом жанре — «Забавы султана, или Продавец невольников» и «Хитрый мальчик и людоед», написанный совместно с А. Гурьяновым по сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», — шли на сцене Большого театра. Композитор хотел написать и оперу — его увлек сюжет поэмы А. Мицкевича «Конрад Валленрод», но замысел остался нереализованным.
На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец. Композитор обладал небольшим, но красивым по тембру тенором, пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал. свои романсы», — замечал один из его друзей.
Варламов был широко известен и как вокальный педагог. Его «Школа пения» (1840) — первая в России крупная работа в этой области — и сейчас не утратила своего значения.
Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований. Он умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.
Основной, наиболее ценной частью творческого наследия Варламова являются романсы и песни (ок. 200, включая ансамбли). Круг поэтов очень широк: А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, А. Дельвиг, А. Полежаев, А. Тимофеев, Н. Цыганов. Варламов открывает для русской музыки А. Кольцова, А. Плещеева, А. Фета, М. Михайлова. Как и А. Даргомыжский, он один из первых обращается к Лермонтову; его внимание привлекают также переводы из И. В. Гете, Г. Гейне, П. Беранже.
Варламов — лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830-х гг. «Жажда бури» в романсе «Белеет парус одинокий» или состояние трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы» — характерные для Варламова образы-настроения. Веяния времени сказались и в романтической устремленности, и в эмоциональной открытости варламовской лирики. Диапазон ее достаточно широк: от светлых, акварельных красок в пейзажном романсе «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» до драматической элегии «Тебя уж нет».
Творчество Варламова неразрывно связано с традициями бытовой музыки, с народной песней. Глубоко почвенное, оно тонко отражает ее музыкальные особенности — в языке, в тематике, в образном строе. Многие образы варламовских романсов, а также ряд музыкальных приемов, связанных прежде всего с мелодикой, устремлены в будущее, а умение композитора поднимать бытовую музыку на уровень подлинно профессионального искусства заслуживает внимания и в наши дни.
Источник: http://www.belcanto.ru/varlamov.html
Александр Егорович Варламов
Александр Егорович Варламов
Варламов родился в 1801 году в Москве. Отец композитора находился на военной, затем на гражданской службе, был чиновником с не слишком большими доходами.
Музыкальные способности и незаурядные вокальные данные проявились у Александра еще в раннем детстве, определив его дальнейшую судьбу: когда мальчику исполнилось девять лет, родители отправили его в Санкт-Петербург, где он был принят «малолетним певчим» в придворную певческую капеллу. В этом хоровом коллективе Варламов под руководством выдающегося русского композитора Д. С. Бортнянского получил музыкальное образование.
Александр Егорович Варламов
По окончании курса обучения в капелле молодой человек был переведен на службу за границу учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге (Голландия). Здесь он впервые выступает в концертах как певец и гитарист.
В 1823 году Варламов вернулся на родину, в Петербург. Чтобы заработать себе на жизнь, он дает уроки пения, в свободное время сочиняет музыку и однажды выступает в большом публичном концерте в качестве дирижера и певца. Однако нехватка денег заставляет музыканта искать возможности иметь постоянный доход. Он поступает в певческую капеллу и с 1829 года совмещает там работу хориста и преподавателя сольного пения мальчикам-певчим.
Большое влияние на творчество Варламова оказало знакомство с М. И. Глинкой. В доме последнего не раз проходили музыкальные вечера, в которых принимал деятельное участие и молодой музыкант.
Служба в капелле требовала работы преимущественно в области духовной музыки, в то время как Варламова влекло к светскому музыкальному искусству, к театру. Неудовлетворенный своей работой, он ушел из капеллы (в конце 1831 года) и переехал затем в Москву, где занял должность помощника капельмейстера в императорских московских театрах. Его обязанности заключались в дирижировании оркестром при исполнении водевильных пьес. Не оставлял он в это время и педагогическую работу: преподавал пение в театральном училище и давал частные уроки.
В столице России он познакомился с выдающимися представителями искусства (актерами Малого театра Мочаловым, Щепкиным, композитором Верстовским, писателем Загоскиным и др.), общение с которыми так или иначе повлияло на Варламова. У него, например, окончательно определилось горячее стремление писать музыку «по-русски», все сильнее проявлялась любовь к народной песне.
На период жизни в Москве приходится и расцвет творческой деятельности композитора. Издаются первые романсы Варламова, сразу прославившие имя автора: «Красный сарафан», «Что затуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные» и др.
Кроме того, на протяжении конца 1830 – начала 1840-х годов Варламов создал музыку к ряду спектаклей, ставившихся на сцене Московского Малого театра, а также в Петербурге. Это были пьесы различных русских и западноевропейских авторов, например «Двумужница» Шаховского, «Рославлев» по роману Загоскина, «Гамлет» Шекспира, «Эсмеральда» Гюго и др.
Театральная музыка Варламова состоит главным образом из песен, исполнявшихся в сопровождении оркестра, а также из небольших самостоятельных оркестровых эпизодов. Кроме того, композитор обращался и к балету. Два его балета – «Забавы султана» и «Мальчик-с-пальчик» – шли на сцене Московского Большого театра. В этот же период Варламов много внимания уделяет работе в области романса и песни. После первой публикации романсов в 1833 году за 10 лет было издано 85 новых вокальных произведений композитора.
Немалое значение имела и деятельность Варламова как исполнителя. Ему с необыкновенной тонкостью удавалось исполнять романсы собственного сочинения и народные песни. Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником музыкально-литературных вечеров.
Варламов снискал себе популярность и как талантливый педагог. В 1840 году вышел в свет его труд «Школа пения», явившийся обобщением большого педагогического опыта. Это сочинение стало первой в России крупной работой по методике преподавания вокального искусства.
Последние три года своей жизни Варламов вновь проводит в Петербурге. Незадолго до смерти он начал издавать музыкальный журнал «Русский певец», в котором публиковались обработки для голоса с фортепиано русских и украинских народных песен. Жизнь его оборвалась в 1848 году, когда композитору было только 47 лет.
В обширном творческом наследии Варламова наиболее значительное место занимают его романсы и песни. Композитором создано более 150 сольных произведений, ряд вокальных ансамблей и значительное количество народных обработок.
Музыка композитора отличается искренностью, непосредственностью и свежестью чувств. Гражданская, социальная тема не нашла у него столь прямого отражения, как у Алябьева. Но лирические произведения Варламова перекликались с теми настроениями, которые преобладали в русском обществе 1830-х годов. Отчасти именно этим объясняется огромная популярность песен и романсов Варламова у его современников. Кроме того, завоевать любовь широкой публики помогла Варламову и демократичность его творчества, т. к. он опирался на широко распространенные жанры бытового песенного искусства и, как правило, сочинял в той же манере. При этом он мог так правдиво передавать народный характер музыки, что некоторые из его произведений воспринимались как настоящие народные песни, например «Красный сарафан». Мелодия этого романса плавная, широкая, напевная. Распевался он, по словам известного композитора Н. А. Титова, «и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика».
Еще один популярный романс – «На заре ты ее не буди» (на слова Фета) – представляет собой элегический, медленный вальс с простым «гитарным» аккомпанементом, очень скромным по своим гармоническим средствам. Тем не менее при всей своей простоте музыка романса отличается редкой задушевностью и теплотой и относится к числу лучших лирических страниц Варламова.
Отрывок из романса «На заре ты ее не буди» А. Е. Варламова
Композитор писал также своеобразные вокальные циклы, состоящие из двух контрастных по характеру песен: медленной лирической и быстрой плясовой. Такие двухчастные циклы были очень распространены в бытовой музыке первой половины XIX века. Цикл из двух песен «Ах ты, время, времечко» и «Что мне жить и тужить» – пример подобного жанра. В первом из этих произведений обращает на себя внимание непрерывность мелодического развития: кульминация подготавливается постепенно. Интересны также особенности фортепианного сопровождения: здесь воспроизведена подголосочная полифония, типичная для народного песенного искусства.
Есть у Варламова и произведения, в которых ясно чувствуется влияние романтизма. Таким, например, является баллада «Оседлаю коня» на слова Тимофеева. Содержание передано в форме диалога между человеком, мечтающем о свободе и счастье, и злой тоской, отнимающей его душевные силы. Варламов отходит в данном случае от строгого соблюдения куплетности и отчасти приближается к принципу сквозного развития. Форму баллады он строит на сопоставлении двух резко контрастных разделов. Мелодия первого из них, стремительная, взволнованная, воплощает образ молодецкой удали и отваги. В заключительной части, повествующей о смерти героя, вокальная мелодия близка к речитативу, а мерные аккорды-аккомпанементы создают ощущение оцепенения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источник: http://info.wikireading.ru/20965
Александр Варламов: биография композитора
- 16 Октября, 2019
- Искусство
- Баранова Светлана
Музыка Варламова — яркое отражение русской народной мелодии в мировой культуре. Он распространил не только жанр русской музыки по всей Европе, но и познакомил с произведениями писателей того времени, таких как Пушкин, Лермонтов.
Его мелодии завоевали большую любовь народа. В них люди видели что-то искреннее и душевное, как и в его манере пения. За счет этого мелодии, которые казалось бы, имели определенного автора, стали народными.
При этом отношение к этому композитору со стороны критиков было двухсторонним. Кто-то утверждал, что музыка Варламова – шедевр, другие же были уверены, что в ней нет никакого «вкуса».
Отдельного внимания требует биография Варламова и его достаточно тяжелый жизненный путь. Он прошел через многие трудности, часто переезжал и много путешествовал не только по своей стране, но и заграницей. Ниже будет изложена краткая биография композитора Варламова.
Ранние годы жизни
Биографию Варламова стоит начать с детства. Родился будущий известный композитор в маленьком городе Орске, Оренбургской области, 27 ноября 1801 года.
Его семья была достаточно бедной, отец, Егор Иванович Варламов, – мелкий чиновник, бывший военный. Но несмотря на это, юный Александр получил хорошее домашнее образование. Он с детства умел играть на гитаре и скрипке, а также фортепиано.
Учеба
С 9 лет Александр получал образование в Петербургской придворной капелле.
Туда он поступил благодаря своему красивому, звонкому голосу и талантам в плане игры на многих музыкальных инструментах. Его заметил известный тогда композитор и директор капеллы – Дмитрий Степанович Бортнянский. Он взял обучение маленького певца в свои руки, помогал ему и наставлял.
За несколько лет обучения в капелле в Варламове обнаружились не только певческие, но и педагогические способности.
Европа
Через 8 лет обучения Александр был отправлен на государственную работу в Голландию. Он был учителем певчих в русской церкви при посольстве в Гааге. Здесь начинающего композитора заинтересовала Европа. Будущий композитор восхищался архитектурой и живописью Голландии. Помимо этого, юношу заинтересовала музыкальная жизнь Европы. Александр часто посещал оперы и концерты, поражался европейской культуре. Он впервые отнесся серьезно к своему таланту в игре на гитаре и даже пробовал выступать с исполнением своих собственных произведений. Там же молодой композитор овладел разговорным французским и впервые завел знакомства с другими известными исполнителями.
Возвращение в Россию
Пораженный культурой и европейским искусством, Александр возвращается на родину и посвящает всю свою жизнь музыке. Помимо преподавания музыки в Петербургской театральной школе, обучения певчих Преображенского и Семеновского полков, он начинает выступать на публике в качестве дирижера и певца. В 1828 году музыкант поступает вторично в певческую капеллу учителем и хористом, преподнося в качестве благодарности императору свои первые сочинения – две Херувимских песни.
Первый концерт в России Варламов дает в зале Филармонического общества. Там же композитор знакомится с М. Глинкой. Благодаря этому знакомству Варламов формирует собственные взгляды в музыке и определяется с направлением своих произведений.
Москва
В 1832 году Александр переезжает в столицу и становится помощником капельмейстера Московских императорских театров, а позже получает место «композитора музыки». Варламов работал под началом Алексея Николаевича Верстовского, русского композитора и театрального деятеля, с которым они быстро стали близкими друзьями. Также в Москве Варламов быстро влился в нынешнее светское общество, свел знакомство с большим количеством известных композиторов, актеров, певцов. Помимо того, Варламов лично познакомился с А. Пушкиным, на произведения которого он позже напишет музыку.
В Москве карьера Варламова, как композитора быстро пошла в гору. Он солировал как певец, давал большое количество концертов, выступая на них со своими собственными произведениями. Помимо этого, работая в театре, Александр пишет музыку к драматическим постановкам, таким как, «Гамлет», «Князь Серебряный», «Двумуженица». Романсы Варламова очень любило московское общество, поэтому он был гостем почти на всех музыкально-литературных вечерах.
Творчество
Музыка Варламова ясно отражала состояние простого народа в то время, поэтому так пользовалась популярностью. Она была очень простая и понятная людям, настоящая. В произведениях Варламова часто может услышать мотивы сопротивления жестокой действительности 30-х годов, желание простого искреннего счастья, борьбы за это счастье.
Александр впервые раскрывает в жанре русской песни произведения Фета, Михайлова, Кольцова, Гете, Беранже. Но ,помимо этого, Варламов перекладывает на музыку стихи известных в то время русских авторов: Лермонтова, Пушкина, Жуковского и Цыганова, а также множество других.
Основной жанр произведений Варламова — это лирический романс и русская песня. В этом жанре им было написано более 200 шедевров, каждый из которых заслуживает внимания. Самые известные из них – «Оседлаю коня», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий».
Помимо музыкальных произведений, Варламов выпускает собственную книгу в качестве педагога – «Полная школа пения» — в 1840 году. Книга придает ему еще большую известность особенно среди педагогов певчих.
Личная жизнь
Биография Варламова не обойдется без описания его личной жизни. Композитор имел семь детей от двух разных жен. Первая из них, родив четырех детей, вскорости умерла. После нее осталась дочь Елена и три сына: Георгий, Павел, Николай. После этого Варламов женится еще раз и вторая жена, Мария Александровна Сатинина, приносит ему еще двух сыновей — Константина и Дмитрия, а также дочь Марию, которая умирает в раннем детстве.
Последние годы жизни
Александр снова вернулся в Петербург и познакомился с А. Даргомыжским. Они быстро сблизились, потому как имели общие взгляды на певческое искусство и хорошо понимали друг друга.
До самых последних дней Варламов не прекращал выступать на публике. Он часто выступал в качестве певца и дирижера. У Варламова был поистине прекрасный голос, тенор, отличающийся душевностью и мягкостью, искренностью.
Также последние несколько лет Александр выпускал музыкальный журнал, в котором публиковал обработки русских народных песен.
К сожалению, жизнь у Варламова пошла тяжко. Он хотел устроиться учителем в капеллу, но ему отказали. Бедность и болезнь погубили этого, и по сей день известного, человека. Варламов скончался от туберкулеза в 1848 году.
На этом заканчивается краткая биография Варламова.
Источник: http://nacion.ru/477533a-aleksandr-varlamov-biografiya-kompozitora
Эдуард Артемьев
Биография
Эдуарда Артемьева, советского и современного композитора, называют российским Эннио Морриконе за создание музыкальных шедевров к кинофильмам. Кроме того, народный артист РФ стал первооткрывателем в СССР в области электронной музыки.
Детство и юность
Чета Артемьевых находилась в Новосибирске из-за командировки Николая Васильевича. 30 ноября 1937 года Нина Алексеевна родила сына в этом городе, которого назвали Эдуардом. Спустя 2 месяца после появления на свет малыш тяжело заболел, местный врач сказал, что мальчик не выживет.
Отец прервал командировку и вернулся в родную Москву, где сына смогли вылечить. Необычным фактом стало то, что Эдуард запомнил эту поездку и в деталях потом рассказывал родителям о ней.
Все детство мальчик переезжал из города в город вместе с родителями. Работа отца была тесно связана со сменой места жительства. В 1953 году подросток перебрался в Москву к своему родственнику — профессору консерватории. Почти 3 года обучался в хоровом училище, где и начал писать свои первые произведения.
В 1960-м Эдуард окончил консерваторию и познакомился с создателем синтезатора, который предложил ему исследовать новый инструмент в лаборатории НИИ. Так молодой человек познакомился с электронной музыкой. С этого момента началась его биография как композитора.
Музыка
Музыку для кино Артемьев начал писать впервые к фильму «Мечте навстречу». В СССР на тот момент был пик космической тематики в искусстве, навеянный первым полетом Гагарина. Режиссерам этой картины требовалось электронное звучание для передачи космической атмосферы. Им посоветовали обратиться к Эдуарду.
После первого появления в титрах ныне знаменитой фамилии к нему потянулись создатели кино. Эдуард познакомился с тогда еще начинающим режиссером Никитой Михалковым, с которым дружит и работает в течение долгих лет. Все картины Михалкова сопровождены музыкой Артемьева.
С фильма «Солярис» в 1972 году началось длительное партнерство композитора и Андрея Тарковского. Именитый режиссер был очень требователен к саундтрекам, но Артемьеву всегда удавалось точно все выполнять. К этому времени его имя знала уже вся кинотусовка. В списке друзей и коллег появились Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Самсон Самсонов и другие.
Андрон Кончаловский помог Артемьеву уехать в Америку, чтобы создавать там музыку к его фильму. В Голливуде музыкант стал писать еще и для зарубежных картин. Возвращение в Россию состоялось только в 1995 году по просьбе друга Михалкова.
Кроме мелодий для кино, написано немало произведений в стиле электронной и инструментальной музыки. Симфония «Пилигримы», цикл «Тепло земли», «Три взгляда на революцию» и другие композиции производили фурор в мире и получали высокие оценки критиков. Песни «Полет на дельтаплане» и «Ностальгия» были написаны совместно с поэтом Николаем Зиновьевым.
Личная жизнь
С супругой Изольдой они познакомились еще в студенчестве в консерватории. Девушка играла его произведения на концертах, записывала на радио. Вскоре дружба переросла в крепкий брак. В 1966 году у пары родился сын, которого назвали Артемий.
Эдуард Артемьев и его жена Изольда / Лариса Кудрявцева, «Телепрограмма»
Счастливая личная жизнь однажды чуть не оборвалась волей случая. Изольду вместе с сыном, стоящих на остановке, на полной скорости сбил автомобиль. Долгое время они пролежали в больнице и чудом выжили. Глава семейства посчитал этот случай уроком жизни и стал больше времени проводить с родными.
Сын пошел по стопам отца и стал композитором электронной музыки. Кроме этого, Артемьев-младший основал студию Electroshock Records, в которой записывает альбомы, часто вместе со знаменитым папой. Сын подарил родителям двоих внуков — Екатерину и Артемия.
Эдуард Артемьев сейчас
Сейчас автор дает концерты в Москве и других городах России. Судя по афишам, у него плотный график. Инструментальные произведения можно послушать в Кафедральном соборе святых Павла и Петра.
Весной 2019 года почитатели творчества мэтра услышали его музыку в исполнении симфонического оркестра под руководством Сергея Скрипки на фестивале SOUND UP.
2019-й объявлен годом театра. В связи с этим сюита «Алтайский сказ. Полет над временем» проедет гастрольным туром по Сибири и Забайкалью, выиграв на это государственный грант. Сам автор посетил Кемеровскую область в рамках гастрольного проекта в конце августа этого же года.
На официальном сайте Артемьева можно увидеть фото и видео с выступлений, а также узнать расписание концертов и других событий.
Источник: http://24smi.org/celebrity/102023-eduard-artemev.html
Биография Эдуарда Артемьева
Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ композитор Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске.
Отец Эдуарда работал в разных городах страны, поэтому мальчик рос у дяди – хорового дирижера, профессора Московской консерватории Николая Демьянова.
В 1955 году Эдуард окончил Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова).
В 1960 году Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по классу Юрия Шапорина и Николая Сидельникова.
Сочинять музыку начал еще в хоровом училище под руководством композитора Мераба Парцхаладзе, организовавшего в училище факультативный курс композиции. В числе впечатлений, пробудивших тягу к сочинению, были поздние опусы русского композитора Александра Скрябина, произведения французского композитора Клода Дебюсси и русского композитора Игоря Стравинского.
Переломным моментом в судьбе Артемьева стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественной музыке родилось новое направление – направление электронной музыки.
В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина, где активно пропагандировал электронную музыку, выступал в печати. Он погрузился в эксперименты, увлекся исследованием истории и теории электронной музыки, написав «Заметки об электронной музыке».
В 1966 году Артемьев стал работать в первой студии электронной музыки Евгения Мурзина.
Сочинения Эдуарда Артемьева 1960-х – начала 1970-х годов принадлежали к эстетике авангарда. В этот период им были написаны произведения крупных форм: оратория на стихи Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1960, дипломная работа), симфоническая сюита «Хороводы» (1960), сюита для женского хора и оркестра «Лубки» (1962), кантата «Вольные песни» (1967), одночастный концерт для альта (1961), музыка к пантомиме «За мертвыми душами» (1966).
В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента. Это пьесы «В космосе», «Звездный ноктюрн» (1961), «Этюд» (1964), где найдены электронные сонорные звучности, колористические фоны, дающие пространственный эффект.
В своем этапном произведении «Мозаика» (1967) Артемьев пришел к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике, где тембры – «соноры» становятся самостоятельными выразителями движения звука в пространстве. «Мозаика» получила признание на фестивалях современной музыки в итальянских городах Флоренции (1968), Венеции (1969), французском Оранже (1970) и других городах.
В 1970-1980-е годы композитор написал симфонию «Семь врат в мир Сатори» для скрипки, рок группы и электронной фонограммы (1974); электронную рок композицию «Мираж» (1974); поэму для рок-ансамбля «Человек у огня» (1977); кантату «Ритуал» (1980, 1987 – новая редакция под названием «Ода доброму вестнику») на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященную открытию Олимпийских игр в Москве, вокально-инструментальный цикл «Тепло земли» (1981, оперная версия – 1988), три поэмы для сопрано и синтезатора (1982) – «Белый голубь», «Видение» и «Лето»; симфонию «Пилигримы» (1982).
В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьевым создан цикл из 13 композиций, объединенных названием «Солярис», «Зеркало», «Сталкер».
Источник: http://ria.ru/20121130/912605588.html
Тема этой статьи: "биография варламова композитора".
- Краткая биография Александра Алябьева - алябьев композитор краткая биография
- Артемьев Эдуард Николаевич - Биография Артемьева Эдуарда Николаевича, его фотография, портрет или фото, жизнеописание - биография композитор артемьев
- Лядова Людмила Алексеевна - Биография - людмила лядова композитор биография
- Александр Бородин: фото композитора и краткая биография - бородин композитор краткая биография
- Александр Варламов - автор самых известных русских романсов - Театральный хронограф — ЖЖ - варламов композитор биография
- Николай Добронравов биография, Творчество, Наиболее известные песни на музыку Пахмутовой, Фильмография - добронравов композитор биография
- Александр Зацепин - биография, фото, личная жизнь, жёны и дети композитора - зацепин композитор биография
- Александра Николаевна Пахмутова биография - композитор пахмутова биография
- Топ-5 самых популярных произведений Сергея Прокофьева - композитор прокофьев биография
- Максим Дунаевский: биография, творчество, личная жизнь композитора - дунаевский биография композитор
Добавить комментарий