Александр Бородин: фото композитора и краткая биография — бородин композитор краткая биография

12.06.2020

С 1965 года Александр Зацепин работал вместе с Леонидом Дербенёвым. Вместе они написали более 100 песен. Их сотрудничество продолжалось до самой смерти поэта в 1995 году.

Александр Бородин: фото композитора и краткая биография

бородин композитор краткая биография

Александр Порфирьевич Бородин (1833—87) русский композитор и ученый-химик.

Александр Бородин — член общества композиторов «Могучая кучка», один из создателей русского классического квартета и героико-эпического направления в русском симфонизме; опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым. постановка 1890). 1-я (1867) и 2-я («Богатырская», 1876) симфонии. 1-й (1879) и 2-й (1881) струнные квартеты, романсы; более 40 трудов по органической химии (методы получения некоторых органических кислот); один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов (1872—87).

Александр Бородин был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам — немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем — на фортепиано и виолончели, в девять — сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859-1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 — ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 — исполнена под управлением Балакирева. К 1867-1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж.Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной. В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Здоровье его было подорвано непомерным трудом, и 27 февраля 1887 он скоропостижно скончался на масленичном балу в Медико-хирургической академии в Петербурге. Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями — Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Из Энциклопедия Кольера.

Фото и портреты Бородина

бородин композитор краткая биография

бородин композитор краткая биография

Автор потрета: Илья Ефимович Репин

Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/312-borodin.html

Краткая биография Александра Бородина

бородин композитор краткая биографияБородин Александр Порфирьевич (1833—1887), композитор, учёный-химик.

Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя — Порфирия Бородина.

Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения.

В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшегося М. А. Балакиревым.

В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями — Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. «Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 г. Музыку оперы отличает яркий героико-эпический характер.

Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной» — одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики.

Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-borodina

Александр Порфирьевич Бородин

бородин композитор краткая биографияАлександр Порфирьевич Бородин (1833—1887) — русский композитор, учёный — химик и медик.

Краткая биография

Родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Его отцом был грузинский князь Лука Гедианов. При рождении мальчик был записан сыном княжеского камердинера Порфирия Бородина. Получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками, играл на музыкальных инструментах.

В 1856 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, где изучал медицину и химию. Занимался научной и педагогической деятельностью. Был доктором медицины, профессором, заведующим кафедрой химии, академиком Медико-хирургической академии, известным в Европе ученым-экспериментатором и теоретиком, автором более 40 научных трудов.

Много времени Бородин отдавал музыке. Самостоятельно постигнув композиторское искусство, он вначале писал небольшие фортепианные пьесы, ансамбли, романсы. Сблизившись в 1862 году с композитором М. А. Балакиревым и войдя в члены созданного им кружка композиторов «Могучая кучка», Бородин стал задумываться над созданием более крупных сочинений. Его интересовали образы русского эпоса, сюжеты народных былин и сказаний. Основой его главного произведения — оперы «Князь Игорь» стал — памятник древнерусской культуры 12 века «Слово о полку Игореве», его 2-я симфония имеет название «Богатырская» (это название дал симфонии В. В. Стасов).

Большая загруженность научной и педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству, привычка работать серьезно и сосредоточенно обусловили то, что Бородин писал свои произведения долгие годы (над оперой «Князь Игорь» он работал 18 лет), некоторые из них остались незаконченными и были завершены после его смерти Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (опера «Князь Игорь»).

Большую роль в формировании творческого мировоззрения композитора сыграли его встречи с Ф. Листом в Германии, куда Бородин приезжал несколько раз на протяжении своей жизни. Во многом благодаря Листу произведения Бородина становятся известны в Европе. В 1880 в Баден-Бадене была исполнена его 1-я симфония, пять лет спустя в Бельгии исполняется несколько крупных симфонических произведений (2 симфонии, симфоническая картина «В Средней Азии» и т. д.).

Не столь плодовитый, как его товарищи по «Могучей кучке», Бородин тем не менее стал автором трех симфоний (3-я осталась незавершенной), двух замечательных струнных квартетов, шестнадцати романсов и т. д. Талант Бородина как композитора-симфониста со всей полнотой раскрылся в «Богатырской симфонии». В 1884 году ему за достижения в области симфонического творчества (формально за сочинение 1-й симфонии) присуждается Глинкинская премия, учрежденная известным меценатом М. П. Беляевым.

Скромный и отзывчивый, Бородин пользовался огромным уважением и любовью своих коллег композиторов, которые всячески помогали чрезвычайно занятому основной работой Бородину в сочинении произведений.

Произведения

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Александра Порфирьевича Бородина — просьба сообщить об этом администрации сайта.

Источник: http://classica.at.ua/index/aleksandr_porfirevich_borodin/0-37

А. П. Бородин — биография

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью.

бородин композитор краткая биография

(31.10(12.11).1833, Петербург, — 15(27).2.1887, там же)

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872—87) высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890, Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Бородин — один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й — 1879, 2-й — 1881).

Композитор — тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики — элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»). Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин — автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение — фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Источник: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/6870/A.-P.-Borodin—biografiya

Краткая биография Михаила Глинки

бородин композитор краткая биографияГлинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор.

Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.

После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.

Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.

В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь
в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mixaila-glinki

Тема этой статьи: "бородин композитор краткая биография".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *