Супруга Сергея Рахманинова раскрыла семейную тайну лишь перед смертью: сердце композитора принадлежало не ей одной | Персона | Культура | Аргументы и Факты — биография композитора рахманинова

12.04.2020

Артемьев Эдуард Николаевич (р. 1937) – российский композитор, Народный артист России.
Эдуард Артемьев родился в Новосибирске в московской семье, которая была здесь проездом. Отец Эдуарда работал в разных городах страны. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в столицу к своему дяде, хоровому дирижеру, профессору Московской консерватории Николаю Демьянову. Любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора еще в детстве, когда он слушал в исполнении его дяди поздние опусы Александра Скрябина. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях Стравинского, Дебюсси, Доницетти, Пуччини, Беллини.
Э.Н. Артемьев учился в Московском хоровом училище имени А.В. Свешникова.
В 1960 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции у Юрия Шапорина и его ассистента Николая Сидельникова. Вскоре был приглашен в Московскую экспериментальную студию электронной музыки под руководством Евгения Мурзина, где активно изучал электронную музыку, тогда же дебютировал в кино.
В середине 1960-х годов появление синтезатора произвело фурор в музыкальном мире. Артемьев основал в Советском Союзе эпоху электронной музыки. А его самого как композитора кино открыл режиссер Самсон Самсонов, когда пригласил писать мелодии к фильму «Арена».
Уже к середине 1970-х годов Артемьев стал признанным мастером. Без его музыки нельзя представить шедевры отечественного кино: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; все картины Никиты Михалкова; большинство фильмов режиссеров Абдрашитова, Самсонова, Шахназарова и Кончаловского. Композитор является автором музыки более чем к 200 кинокартинам.
В 2000 году Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой ещё в 1977 году. В 2016 году она была поставлена в Театре мюзикла в Москве. В 2014 году композитор создал симфоническую сюиту «Мастер», посвященную 85-летию со дня рождения Василия Шукшина.

Супруга Сергея Рахманинова раскрыла семейную тайну лишь перед смертью: сердце композитора принадлежало не ей одной

биография композитора рахманинова

биография композитора рахманиноваПо сложившейся традиции открыл «Белую сирень» внук композитора Александр Рахманинов — руководитель Международного фонда им. Рахманинова в Швейцарии, почётный президент казанского фестиваля. Александр Рахманинов, постоянный читатель «АиФ», впервые согласился рассказать о неизвестных страницах жизни своего деда.

Сеансы «гипноза»

— О моём дедушке Сергее Васильевиче в музыкальной среде сложилось крайне неверное мнение. Мол, композитор имел тяжёлый, мрачный характер. На самом деле в семье сохранились воспоминания, что он был очень весёлым, обожал шутить, устраивать розыгрыши. Как-то ближайший его друг, знаменитый бас Фёдор Иванович Шаляпин, попросил Рахманинова написать для него камерное сочинение. Композитор согласился с загадочной ухмылкой. Был салонный концерт певца. Шаляпин, держа в руках, как он думал, ноты уже известного ему по репетициям нового сочинения, приготовился к премьерному исполнению. Рахманинов же сел у двери в последнем ряду. Шаляпин начал петь и запнулся — не хватило дыхания. Извинился перед публикой. Во второй раз — то же самое. А в третий раз знаменитый певец схватил стул и в гневе стукнул им об пол. Оказалось, что в экземпляр нот Шаляпина Сергей Васильевич втихую «всунул» ноту, которую великий бас заведомо не мог взять. Мой дед выбежал из зала и смеялся полчаса. …Три месяца друзья не разговаривали, но потом, конечно же, помирились. У них были удивительно близкие отношения, оба постоянно подтрунивали друг над другом. Фёдор Иванович любя называл Сергея Васильевича «ты моя татарская морда», зная о татарских корнях древнего рода Рахманиновых.

Парламент сигареты американский в России

Есть ещё одно неверное мнение: оно касается длительной меланхолии, которой якобы страдал композитор. Как ни странно, слух об этом распространила жена Мастера, моя бабушка Наталья Александровна. Сделала она это преднамеренно. За шесть месяцев до смерти она пригласила меня и сказала: «Я хочу освободить свою душу от греха и расскажу тебе правду… Однако при одном условии — что до 2000 года (т. е. почти в течение 50 лет. — А. Р.) ты никому не расскажешь о моей исповеди…»

Сергею Рахманинову было всего 22 года, когда он написал свою Первую симфонию. Тогда он не мог и предположить, что её судьба окажется настолько тернистой. Во время первого её исполнения дирижёр А. Глазунов, как известно, способный встать за пульт в нетрезвом виде, управлял оркестром соответствующе. Но главное — он абсолютно не понял глубины и масштаба произведения, написанного таким молодым человеком. Как итог — провал сочинения. Для Сергея Васильевича это стало настоящим потрясением. В течение трёх лет после этой неудачи он ничего не мог писать — меланхолия лишила его творческих сил. Семья невесты (в тот момент он уже был официальным женихом Натальи Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой) бросилась на помощь Сергею. Рахманинов согласился обратиться к известному московскому врачу Николаю Далю, которого ему настоятельно советовали родственники. Наталья и представить не могла, чем обернутся в их будущей семейной жизни с Сергеем эти несколько сеансов «гипноза». Ведь у доктора была красавица-дочь…

Постепенно силы и вдохновение возвращались к композитору. Он пишет Второй концерт, ставший всемирно известным. Однако не посвящает его ни своей невесте, ни её семье, ни Николаю Далю. Наталья чувствовала, что за частыми поездками Сергея в дом врача кроется отнюдь не забота о здоровье. Она тяжело переживает, что концерт посвящён не ей. И буквально за несколько минут до первого публичного исполнения произведения, зная, в каком невероятно напряжённом состоянии пребывает Сергей (уже переживший тяжёлый провал Первой симфонии), моя бабушка требует изменить дарст­венную надпись и посвятить Второй концерт доктору Далю, чтобы таким образом навсегда скрыть имя соперницы. Она сказала: «Ты дал слово жениться на мне. Если не изменишь посвящение — я откажусь стать твоей женой». Рахманинов сдержал слово дворянина, и молодые были обвенчаны в военной церкви.

Кроме глубокой сердечной привязанности к Наталье Сергей всю свою жизнь оставался безмерно благодарен её матери, своей тётке — Варваре Сатиной (сестре его отца), в доме которой нашёл теплоту и любовь. Дело в том, что отец юноши, мой прадед Василий Рахманинов, спустил всё приданое супруги в карточных играх, ушёл из семьи, оставив жену с детьми в абсолютной нищете. Московская родня Сергея, генерал Сатин, его жена и дочери приняли юношу в семью как родного и тем самым спасли его от нищенского существования.

Букет сирени

Любимая кузина Наталья Александровна обожала Сергея и прощала его насмешки: «Чёрная, как галка, тощая, как палка, мне тебя жалко, девка-Наталка». Она боготворила этого высокого, с благородной внешностью, а главное — Богом отмеченного молодого человека. И стала Рахманинову женой, матерью их двоих детей. Душевная красота и духовное величие этой женщины заслуживают отдельного разговора. Истинный смысл визитов Сергея к доктору Далю она решила завуалировать навсегда. Так и появилась созданная ею легенда о длительной меланхолии композитора. О том, какие страсти кипели в душе этой сдержанной женщины, можно было только догадываться. Семья Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Однако оба они знали: после каждого концерта музыканта в его артистической будет ждать букет белой сирени от другой женщины. Наталья никогда не произнесла ни слова упрёка и не выясняла отношений с мужем.

Отцом Сергей Васильевич был невероятно нежным и заботливым. Сохранились кинокадры, снятые в США, Швейцарии и Франции, — его игры с дочерями Ириной (старшей) и Татьяной (моей мамой), его искренний смех, нежные взгляды. Татьяну он нежно называл Тутушок, Тутунька, Туки. Наша семья во время войны осталась во Франции — моя мать категорически отказалась уехать со мной в благополучный Нью-Йорк, потому что отец был на фронте. Через Красный Крест Сергей и Наталья Рахманиновы при любом удобном случае передавали коротенькие письма, где дедушка спрашивал: есть ли в семье деньги. не очень ли Танюша устала. Каждое из его писем завершалось словами: «Христос с Вами, мои Дорогие. Люблю Вас!» Все эти письма Сергея Васильевича и Натальи Александровны бережно хранятся в нашем семейном архиве. Рахманинов тяжело переживал расставание с Родиной, а когда она оказалась в пучине войны — известно, какую огромную помощь он оказывал и армии, и отдельным людям в России. Он очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей.

Сергей Васильевич очень много курил, практически не выпускал изо рта сигарету. И заболел раком. Последние месяцы жизни он провёл в Калифорнии. Наталья Александровна и Ирина были рядом. Уход из жизни был очень тяжёлым. Сергей Васильевич шёпотом спросил: «Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»…» В этот трагический момент тихо отворилась дверь в спальню и к изголовью теряющего последние силы композитора подошла ещё одна женщина, за которой срочно посылала шофёра сама Наталья Александровна. Ни произнеся ни звука, она жестом попросила её подойти ближе к кровати, указав на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…

Фото из семейного архива Александра Рахманинова

Источник: http://aif.ru/culture/person/33676

Биография Сергея Рахманинова

биография композитора рахманинова

Композитор, пианист, дирижер Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1873 года в дворянской семье в имении Онег Новгородской губернии (по другим данным – в усадьбе Семеново Новгородской губернии, ныне – Новгородская область). Рос в музыкальной семье. Его дед, Аркадий Рахманинов, пианист, известен как автор салонных романсов.

С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.

В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.

Среди произведений, написанных в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (первая редакция, 1891), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1991).

В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году – как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» (1892) по поэме Александра Пушкина «Цыганы». В 1893 году она была поставлена в Большом театре. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста.

Среди его произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), «Музыкальные моменты» для фортепиано (1896) и ряд романсов. Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году было создано Элегическое трио «Памяти великого художника».

В 1895 году Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой в 1897 году обернулась крупным провалом. Сильное потрясение привело Рахманинова к творческому кризису. На несколько лет он отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности.

В 1897–1898 годах Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова, тогда же началась его международная исполнительская карьера. Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898–1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.

К началу 1900-х годов Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Первые крупные произведения этого периода – Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901) и Соната для виолончели и фортепиано (1901). Радостным, весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» (1902) на стихи Некрасова.

В 1904–1906 годах Рахманинов работал дирижером в Большом театре, где его «специальностью» были оперы русских композиторов XIX века. Тогда же он написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» (1904) по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода – «Монна Ванна» по одноименной пьесе Мориса Метерлинка осталась неоконченной.

Крупные инструментальные опусы 1900-х годов – Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.

С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910–1911 годах играл в Англии и Германии.

В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его богослужебные композиции – Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Эдгара По для солистов, хора и оркестра.

Богато и разнообразно представлены в его творчестве 1900-1910-х годов и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой, «Здесь хорошо» на слова Галины Галиной, «Маргаритки» на слова Игоря Северянина и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе две тетради прелюдий и две тетради «Этюдов-картин»).

Февральская революция 1917 года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая нарастала в связи с разворачивающимися событиями. Октябрьская революция была встречена композитором настороженно. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы, поэтому композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США.

В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. Слушателей привлекало не только высокое исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура гениального музыканта.

Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков – Фредерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, ответственном отношении к деталям.

Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения.

В 1926 году он закончил Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов). Затем появились «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935–1936) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.
В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

Рахманинов был женат на Наталье Сатиной – родственнице отца. В 1903 году в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, в 1907 году – Татьяна.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: http://ria.ru/spravka/20130401/929935299.html

Биография композитора рахманинова

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) — русский композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович (1808-1881) — пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4 — 5-летнего возраста Рахманинов играл на фортепьяно. С 1882 занимался в Петербургской, с 1885 — в Московской консерватории. Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепьяно), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891: 2-я редакция 1917), ряд фортепьянных, камерно-инструментальных произведений, романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Окончил Московскую консерваторию как пианист (1891) и композитор (1892; дипломная работа-опера «Алеко»). В сезон 1897-1898 дирижёр Московской частной русской оперы (здесь началась дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным), в 1904-1906 — Большого театра. Участвовал также в симфонических концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899). В 1909-1912 активно участвовал в деятельности РМО (член дирекции Московского отделения, инспектор музыки при Главной дирекции). В 1900-е гг. были созданы многие из наиболее значительных его сочинений.

В конце 1917 Рахманинов уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США. В 1918-1943 занимался преимущественно концертной деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произведениях тема родины переплетается с мотивом трагического одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Рахманинов оставался русским художником, патриотом. В 1941-1942 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.

Рахманинов принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19-20 вв. Обострённо-лирическое ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка обладает неповторимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, идущим от русской народной песенности и особенностей знаменного распева. Одна из отличительных черт музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонического языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творческое наследие Рахманинова включает различные жанры, однако центральное место в нём принадлежит фортепьянным произведениям.

Рахманинов — один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Рахманинова высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова.

Источник: http://musicmasha.ucoz.ru/publ/klassicheskaja_muzyka/kompozitory/biografija_velikogo_kompozitora_rakhmaninova/4-1-0-28

Сергей Васильевич Рахманинов

биография композитора рахманиноваСергей Васильевич Рахманинов (1873—1943) — русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр.

Краткая биография

Родился в имении Онега в Новгородской губернии, в музыкальной дворянской семье. Учился в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил с большой золотой медалью в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, по классу фортепиано — у Зверева (1891).

Выступая с концертами по всей России, Рахманинов быстро прославился как выдающийся пианист.

Он с успехом работал дирижером Большого театра (1904—1906). С каждым годом росла слава Рахманинова. Он был известен в России, в странах Европы и Северной Америки, как величайший пианист, замечательный дирижер и композитор, хотя исполнение его Первой симфонии не имело успеха.

В 1917 году он едет в Европу, после нескольких месяцев гастролей в Скандинавии окончательно поселяется в Соединенных Штатах. Рахманинов часто ездил в турне по Европе и Америке. Умер в Беверли-Хилс (Калифорния).

Рахманинов — автор трех опер (в том числе «Алеко»), трех симфоний, произведений для оркестра, четырех концертов для фортепиано, рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром, хоровых произведений, многочисленных фортепианных произведений, песен и романсов. Будучи очень близок по стилю русской национальной школе, особенно музыке Чайковского, с которым он был хорошо знаком, Рахманинов-композитор использовал все достижения 20 века в области музыки — и в музыкальной форме, и в технике исполнения.

Его произведения исключительно разнообразны по характеру и драматическому напряжению, а в партиях фортепиано он великолепно использовал все технические возможности этого инструмента. Его песни и романсы отличаются глубоким лиризмом и точной музыкальной характеристикой образов.

Произведения

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Сергея Васильевича Рахманинова, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Источник: http://classica.at.ua/index/sergej_vasilevich_rakhmaninov/0-26

Сергей Рахманинов

С ергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всем мире. После Октябрьской революции он эмигрировал в Америку и прожил там последнюю треть жизни, однако музыкальные сочинения Рахманинова были известны всему миру, не исключая и Советского Союза.

Пять с тремя плюсами

Сергей Рахманинов родился в усадьбе Семеново Новгородской губернии (по другим данным, в имении Онег Старорусского уезда Новгородской губернии) в апреле 1873 года. Семья Рахманиновых была очень музыкальна. Дед учился у известного в России педагога и композитора Джона Фильда, и сохранилось несколько романсов и фортепианных пьес его сочинения, изданных в XVIII веке. Отец — потомственный тамбовский дворянин — тоже увлекался музыкой, но профессионально не играл. Первой учительницей музыки Сергея Рахманинова стала его мать Любовь Рахманинова, дочь генерала Петра Бутакова, директора Аракчеевского кадетского корпуса.

Когда Сергею Рахманинову было 8 лет, семья переехала в Петербург. Осенью 1882 года мальчик поступил на младшее отделение Петербургской консерватории в класс Владимира Демянского. Поначалу юный музыкант тяготился занятиями и часто их прогуливал. Но позже он встретился со своим двоюродным братом — молодым, но уже известным московским пианистом Александром Зилоти. Зилоти послушал игру мальчика и убедил его родителей отправить Рахманинова в Москву, в ученики к Николаю Звереву. Известный педагог держал в своем доме частный пансион для одаренных учеников и в условиях строжайшей дисциплины занимался с ними по шесть часов в день.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе Зилоти. Он окончил консерваторию как пианист и композитор, получив Большую золотую медаль за дипломную работу — одноактную оперу «Алеко». Чайковский, который принимал экзамен у юного композитора, поставил опере оценку «пять с тремя плюсами» и рекомендовал ее к постановке в Большом театре.

От первой симфонии до «симфонических танцев»

биография композитора рахманинова

Молодой Рахманинов быстро стал любимцем московской публики: его знали как талантливого пианиста, композитора и дирижера. Но в 1897 году музыканта настиг настоящий провал: композитор Александр Глазунов крайне неудачно исполнил его Первую симфонию в Петербурге. Рецензии были разгромными. Новаторское сочинение Рахманинова не приняли ни критики, ни публика. Композитор впал в депрессию и на протяжении почти четырех лет ничего не сочинял и практически не выходил из дома.

Новый этап в его жизни и карьере наступил в 1901 году, когда композитор завершил Второй фортепианный концерт. Сочинение вернуло Рахманинову статус известного российского музыканта: он много писал, дирижировал на организованных Зилоти выступлениях, ездил с концертами в Европу, Америку и Канаду. Композитор занял должность дирижера в Большом театре, где руководил всем русским оперным репертуаром на протяжении нескольких сезонов, и возглавил художественный совет Российского музыкального издательства.

В 1902 году Сергей Рахманинов обвенчался со своей двоюродной сестрой, дочерью статского советника Натальей Сатиной. У них родились две дочери — Татьяна и Ирина.

Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме. Рахманинов покинул Россию — вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией. Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами, поэтому вновь стал играть на фортепиано и выступать с концертами. Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи.

биография композитора рахманинова

биография композитора рахманинова

биография композитора рахманинова

Почти все первые 10 лет эмиграции Рахманинов не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. ». Первое сочинение — Четвертый концерт и русские песни — он создал только в 1926–1927.

Рахманинов был нетерпим к советской власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. В годы Второй мировой войны он перечислял сборы от концертов в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР — на эти деньги в России построили военный самолет. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — писал музыкант.

В последние годы жизни Рахманинова создал «Симфонические танцы», которые исследователи музыки считают одним из его лучших произведений. Все это время он продолжал выступать — и свой последний концерт дал за 6 недель до смерти. Композитора на стало в 1943 году, он всего несколько дней не дожил до 70-летнего юбилея. Рахманинова похоронили на кладбище Кенсико в Нью-Йорке рядом с женой и дочерью.

Источник: http://www.culture.ru/persons/8301/sergey-rahmaninov

Тема этой статьи: "биография композитора рахманинова".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *