Биография композитора Рамазана Фаталиева — биография композитора

26.11.2020

Как композитор Виктор Дробыш работает со многими исполнителями, благодаря его песням певцы быстро обретают невероятную популярность. Сейчас он продолжает работать с ведущими исполнителями, любимцами российской публики. Его песни радуют слух, вносят в жизнь легкость и поднимают настроение.

Авторский сайт композитора

Биография

Фаталиев Рамазан Абуталибович — талантливый композитор, пианист, дирижёр, замечательный педагог и музыкально-общественный деятель.

Свою творческую деятельность Р.Фаталиев начал ещё в период учёбы в Махачкалинском музыкальном училище им. Г.А.Гасанова под руководством Народного артиста Дагестана и России, Лауреата Государственной премии РФ Чалаева Ш.Р.

Уже в ранних сочинениях молодого автора отчётливо прослеживается опора на народный музыкальный фольклор и стремление связать его с современной техникой композиторского письма.

По окончании музыкального училища, в 1982 г. Р.А.Фаталиев поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по классу композиции проф., Народного артиста РСФСР, Лемана А.С. Обучение в прославленном учебном заведении способствует формированию профессионализма молодого композитора, расширению его кругозора и творческого диапазона.

В консерватории Рамазан проявляет интерес к самым различным жанрам: симфоническая поэма, камерно-инструментальная музыка, фортепианная миниатюра, вокальная музыка. Этапным сочинением в области симфонической музыки явилось «Посвящение» (1989). Автор ставит перед собой и решает актуальные для композитора творческие задачи — новизна языка и стиля, проблема поиска симфонического метода и драматургии и др. В оркестровом плане заметна опора на традиции отечественной (Д. Шостакович, А. Шнитке, Э. Денисов) и европейской симфонические школы (Г.Малер, А.Берг и др.). Камерная музыка представлена сочинениями для скрипки с фортепиано (Соната, Фантазия, пьесы и др.), различными ансамблями для деревянных и медных духовых инструментов (Трио для двух гобоев и английского рожка, циклы пьес для двух труб, брассквинтета), произведениями для фортепиано (отдельные миниатюры, циклы пьес, в том числе, «Детский альбом», Сюита, Токката), вокальной лирикой (романсы на стихи М. Лермонтова для голоса с фортепиано, циклы песен на стихи И. Бунина, Ф. Алиевой для голоса с камерным оркестром), хоровыми сочинениями (обработки лакских народных мелодий, хоры на стихи И. Бунина для женского состава). Во всех перечисленных выше произведениях ощущается характерная уже для зрелого Р.Фаталиева лаконичность в выборе выразительных средств, наряду с этим разнообразие в плане мелодическом, особое пристрастие к жанру миниатюры.

биография композитора

Обучаясь в аспирантуре, композитор, параллельно с сочинением музыки, обращается к исследовательской деятельности. Она касается, прежде всего, изучения музыкального фольклора лакцев, одной из народности Дагестана, к которой принадлежит сам композитор. Эта деятельность была продолжена и по приезде в республику.

1992 — 1994 годы отмечены активной, плодотворной, созидательной работой в Сахалинской области, в частности, в г. Южно-Сахалинске. Выступления Р.А.Фаталиева в качестве композитора и пианиста вызвали широкий отклик в местной прессе. По возвращении в Дагестан Рамазан Фаталиев активно включается в музыкальную жизнь республики. Один из концертов юбилейного Пленума Союза композиторов Дагестана (40 лет со дня основания СК РД) был полностью посвящён творчеству молодого музыканта (1994).

В 1996 году он становится Лауреатом 1 премии в конкурсе «Песня года» (г. Махачкала). Принимает участие в работе Детской секции Союза композиторов России и, в частности, в Фестивале «Композиторы России детям» — г. Москва. Выступления Р.А.Фаталиева состоялись в Доме композиторов СК РФ и в Музее С.Есенина.(1997)

Заслуги и вклад в области культуры и искусства были вскоре отмечены руководством республики. В 1999 году Р.А.Фаталиев удостаивается почётного звания Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан. Растущий авторитет среди коллег и музыкантов позволили вскоре Рамазану Фаталиеву встать во главе композиторской организации Дагестана. В 2000 году он избирается на должность Председателя Союза композиторов Республики Дагестан. Открывшийся ещё в прежние годы талант мелодиста по-новому раскрылся в конкурсе на лучшую песню о Махачкале, где композитор удостаивается 1 премии (2002).

биография композитора

2003 год был особенно богат в творческом отношении и в плане участия и организации различного рода мероприятий. Это и поездка в Ростов на встречу с видными деятелями культуры, представителями ростовской композиторской школы, это и участие в фестивалях, совещаниях. Один из них, Международный конкурс Эстрадной музыки «Музыкальный глобус 2003». В творческом плане следует отметить состоявшиеся и прошедшие с большим успехом в Дагестанском государственном театре кукол премьеры спектаклей с музыкой Р.А.Фаталиева. Особый резонанс приобрёл спектакль «Тысячный кувшин», написанный по заказу Международного Красного Креста, посвящённый трагическим событиям на Кавказе. В ноябре 2003 года композитор удостаивается почётного звания «Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества». А в июле 2005 года — звания «Лауреат Госпремии Республики Дагестан».

За высокие достижения в области искусства Фаталиев Рамазан Абуталибович был награждён нагрудным орденом «За высокие достижения» Министерства культуры и массовых коммуникаций России (2008 г.).

Как человека Рамазана Абуталибовича отличают добропорядочность и обаяние, честность и справедливость, скромность и трудолюбие, чёткая гражданская позиция и человечность, высокая культура, интеллигентность и душевная приязнь к талантливым и образованным людям, умение радоваться успехам коллег.

Ш.Р.Чалаев

Композитор
Секретарь Союза композиторов России
Народный артист России
Лауреат Государственной премии России

Источник: http://fatramab.ru/biography/

Балакирев – краткая биография

биография композитораБалакирев Милий Алексеевич (1836/1837—1910), композитор.

Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист.

На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин.

Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», — писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка.

В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50-—60-е годы XIX в. — пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.).

В 1869 г. закончена фортепианная фантазия «Исламей», ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным.

Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел.

В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода — симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

Композитор умер 29 мая 1910 г. в Петербурге.

Источник: http://citaty.su/balakirev-kratkaya-biografiya

Милий Алексеевич Балакирев

биография композитораМилий Алексеевич Балакирев , выдающийся русский композитор, который внес огромный вклад в развитие российской музыки, родился в Нижнем Новгороде 21 декабря 1836 года (по старому стилю). Творчество этого талантливого человека и общественного деятеля оставило яркий след в духовном и культурном развитии нашей страны.

Долгое время история не могла дать должной оценки тому вкладу, который он внес в российскую музыкальную культуру. Идейные войны, которые происходили в нашей стране в прошлом столетии, не давали возможности оценить заслуги этого выдающегося человека. В настоящее время, когда Россия начала отдавать должное тем, кто долгое время находился в забвении, труды Балакирева были оценены потомками по достоинству. Наконец, история расставила все по своим местам.

Балакирев обладал не только гениальным музыкальным даром. Великолепный журналист и педагог по призванию, он постоянно искал пути духовного роста России. Благодаря ему, мы сегодня знаем, что значит для российской культуры такой великий композитор, как М. Глинка. Именно Милий Алексеевич собрал, отредактировал рукописи Глинки и представил их широкой публике.

Именно Балакирев является создателем братства выдающихся композиторов, которое известно в мировой культуре, как «Могучая кучка». Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи, Бородин и сам Балакирев образовали содружество поистине могучих талантов. Свои первые произведения они написали, руководствуясь наставлениями, данными Балакиревым. Не избежал его воздействия в своем творчестве и П.И. Чайковский. Он не входил в «Могучую кучку», но огромный талант Балакирева не мог не оказать влияния на молодого Петра Ильича.

Балакарев делал все для творческого развития своих учеников, помогал им подняться на высшие ступени в российской культуре и никогда не напоминал им, кто помог им стать выдающимися. Но позднее, когда его ученики обрели свои убеждения, твердо отстаивал свои убеждения и не шел на компромиссы. Милий Алексеевич не только гениальный композитор. Его талант дирижера и пианиста стал основой творчества Гилельса и Мравинского, Ойстраха и Рихтера.

Однако педагогическая деятельность Балакирева почти не известна. Бесплатная музыкальная школа, в которой он преподавал музыку, стала основой той системы детского музыкального образования. Она существует в России сейчас и признана во всем мире. Другое детище педагога Балакирева — Придворная Певческая капелла, была преобразована им совместно с Римским-Корсаковым в гениальный хор, о котором вспоминают, как о легенде русской культуры.

Мало изучена и его публицистическая деятельность. Причиной тому стали духовные мировоззрения, которым пришел Балакирев к концу жизни. Его состояние, подобное схимничеству, было не понято и не оценено обществом. Не приняли его и позднее. Богоборцы не могли оценить подвиг христианина и духовидца Балакирева, и его имя было забыто.

Умер Милий Алексеевич в Санкт-Петербурге 16(29).05.1910года. В настоящее время творческий подвиг великого композитора по достоинству оценен. История расставила все на свои места.

Источник: http://ote4estvo.ru/russkie-kompozitory/1016-miliy-alekseevich-balakirev.html

Милий Алексеевич Балакирев биография

биография композитора

биография композитора

Милий Алексеевич Балакирев — биография

Биография добавлена: 2 Апреля 2014г.

Милий Алексеевич Балакирев — русский композитор, пианист, дирижер и музыкально-общественный деятель. Глава «Могучей кучки», один из основателей (в 1862 году) и руководитель (в 1868-1873 и 1881-1908 годах) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен.

Милий Алексеевич Балакирев родился 2 января 1837 года (21 декабря 1836 г. по старому стилю), в Нижнем Новгороде, в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста Александра Ивановича и дирижёра Карла Эйзриха (в Н. Новгороде). Музыкальному развитию Милию способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком Александром Дмитриевичем Улыбышевым. В 1853 — 1855 годах Милий Алексеевич состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр.

«Руслан» окончательно покорил себе чешскую публику. Восторженность, с которой его приняли, не уменьшается и теперь, хотя я его уже дирижировал 3 раза. (о «Руслане и Людмиле» Глинки)

Балакирев Милий Алексеевич

Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с художественным и музыкальным критиком, историком искусства, почетным членом Петербургской АН Владимиром Васильевичем Стасовым.

В начале 60-х годов под руководством Милия Алексеевича создался музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 композитор совместно с хоровым дирижёром и музыкальным деятелем Гавриилом Якимовичем Ломакиным организовал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867 — 1869 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

М. А. Балакирев способствовал популяризации опер Михаила Ивановича Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х — 60-е годы были периодом интенсивной творческой деятельности Милия. Сочинения этих лет — «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. — симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. — симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. — развили традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 году был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е годы Балакирев ушел из Бесплатной музыкальной школы, перестал писать, концертировать и порвал с членами кружка. В начале 80-х годов он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881 — 1908 годах он вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (в 1883 — 1894) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества композитора — тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Милия Балакирева характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Милия Алексеевича — инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Он работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец его симфонической поэмы — «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Милия связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м годам относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть — в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 году была написана 2-я симфония.

Милий Балакирев — один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из его фортепианных произведений — восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в русской камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Милия Алексеевича.

Милий Алексеевич Балакирев скончался 29 мая (16 мая по старому стилю) 1910 года, в Петербурге.

Источник: http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=1424

М. А. Балакирев — биография

Русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

биография композитора

Русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Милий Алексеевич Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев – просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку – народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому «Королю Лиру» (1858–1861), симфонические поэмы «Тамара» (ок. 1882), «Русь» (1887, 2-я редакция 1907) и «В Чехии» (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию «Исламей» (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 16 (29) мая 1910.

Источник: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=6869

Тема этой статьи: "биография композитора".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *