Гурилев композитор краткая биография — гурилев композитор краткая биография

28.10.2020

Prokofiev Symphony No.7 Opus 131 (Mariinsky Theatre Orchestra, Valery Gergiev).Recorded on 25 April 2012 at the Great Hall of the Moscow Conservatory. Symphony Orchestra of the Mariinsky Theatre, St Petersburg / Valery Gergiev — musical director Sergei Prokofiev Symphony No.7 Opus 131 (32 ) 0:20 I. Moderato 10:50 II. Allegretto 18:40 III. Andante espressivo 24:50 IV. Vivace Watch the full concert here: https://www.youtube.com/playlist?list=PLBjoEdEVMABIcyrBOWDbreVFVkBAZyBXM The Easter Festival is an internationally renowned event among classical music lovers, traditionally opened in Moscow on Easter Sunday. Each year the Mariinsky Theatre Orchestra and its musical director Valery Gergiev travel across Russia — for the past 10 years now! In 2012 we were given an exceptional musical gift: the Mariinsky Theatre Symphony Orchestra under the baton of Valery Gergiev performed the complete cycle of Sergei Prokofiev s symphonies and piano concerti — a composer with whom Maestro Gergiev and the orchestra seem particularly in tune.

А. Л. Гурилев — биография

Александр Львович Гурилёв — русский композитор, пианист, педагог. Родился в Москве 22 августа (3 сентября) 1803 в семье крепостного музыканта Льва Степановича Гурилева (1770–1844) – композитора и дирижера, автора фортепианных произведений и духовной музыки, ученика Джузеппе Сарти (1729–1802), руководителя оркестра в имении графа В.Г.Орлова под Москвой.

гурилев композитор краткая биография

Александр Львович Гурилёв — русский композитор, пианист, педагог. Родился в Москве 22 августа (3 сентября) 1803 в семье крепостного музыканта Льва Степановича Гурилева (1770–1844) – композитора и дирижера, автора фортепианных произведений и духовной музыки, ученика Джузеппе Сарти (1729–1802), руководителя оркестра в имении графа В.Г.Орлова под Москвой. Обучался у отца, играл в оркестре на скрипке и альте, а также у домашних учителей Орловых – знаменитого пианиста Джона Филда (1782–1837) и по композиции у Иосифа Геништы (1795–1853). В 1831 семья получила вольную и обосновалась в Москве. Здесь Гурилев приобрел известность как композитор, пианист и педагог. Участвовал в квартете князя Н.Б.Голицына, сблизился с А.Е.Варламовым. В последние годы жизни страдал тяжелым психическим заболеванием. Умер Гурилев в Москве 30 августа (11 сентября) 1858.

Расцвет творчества Гурилева приходится на 1840-е годы и связан с вокальной лирикой – романсами и «русскими песнями», некоторые из них несут на себе отпечаток цыганской исполнительской манеры (ряд песен исполнялся московскими цыганами). Среди популярных романсов – «Оправдание», «И скучно, и грустно» на стихи Лермонтова, «Разлука» («На заре туманной юности») на стихи Кольцова. Всего Гурилевым опубликовано около 90 авторских произведений в этом жанре (на стихи русских поэтов, как классиков, так и второстепенных авторов) и сборник Избранные народные песни (1849). Будучи искусным пианистом, он оставил довольно большое наследие в этой области, в основном вариации и миниатюры (в их числе вариации на тему из оперы «Жизнь за царя» Глинки и вариации и транскрипции песен Варламова и Алябьева). Лирика Гурилева по сравнению с творчеством его современников, тоже мастеров московской школы – Варламова и Алябьева, отличается камерностью, близостью к бытовому музицированию, элегичностью (иногда до сентиментальности), а также соединением песенности с элементами бельканто.

Источник: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=6876

Гурилёв Александр

гурилев композитор краткая биографияГурилёв Александр — великий русский музыкант, чьи лирические романсы стойко пережили два столетия.

Музыка, которая текла в его жилах и отразилась на бумаге, до сих пор поражает своей искренностью и чувственностью. Вокальные произведения, написанные на основе стихотворений великих русских поэтов, выражают национальный дух и богатую душу композитора.

↑ Детство

Мальчик родился в Москве в семье крепостного музыканта в 1803 году 22.08.(3.09.) Поэтому детские годы и отрочество протекали в трудных условиях тяжёлой жизни. Отец Александра занимал должность руководителя оркестра графа В. Орлова. Так что любовь к музыке зародилась еще в душе маленького ребёнка.

Когда ему пошёл седьмой год, отец полностью занялся музыкальным образованием сына. Позднее его учителями стали известные на весь город преподаватели — Дж. Филд и И.Геништ. Эти педагоги обучали семейство графа игре на фортепиано. Александр уже с малых лет участвовал под руководством отца в оркестре.

Он отлично исполнял произведения, играя на скрипке и альте. Его виртуозность и мастерство улучшались с каждым годом, и его взял в квартет знаменитый поклонник музыкального искусства — князь Н. Голицын.

↑ Биография

Получил вольную и начал жить как свободный человек Гурилёв только в 1831 году, после смерти его отца. Его семья смогла войти в общество Москвы. С этого момента начинается активная композиторская жизнь Гурилёва. Музыкант полностью посвящает жизнь сочинению музыкальных произведений.

Будучи в полной власти своего любимого дела, Александр становится известным в светских кругах. Его приглашают выступать на концертах, он даёт уроки по фортепиано во многих знатных домах. Интеллигенция испытывает исключительную симпатию к этому человеку.

Биографы выделяют важное событие в жизни Александра — его знакомство с музыкальным критиком и дирижером Варламовым, который приехал в Москву в середине 30-ых годов. Имена этих композиторов навсегда связались вместе и отпечатались в истории русского искусства. Два Александра влияли друг на друга, но при этом сохраняли в своей музыке индивидуальность и характерные черты.

Несмотря на профессиональный успех, жизнь протекала не без преград и тягот. Материальное положение Александра было слишком шатким. В конце концов, перипетии судьбы сломили его здоровье. Нищая жизнь композитора на Неглинке вызвала многочисленные болезни.

Психика истощенного Александра тоже была подорвана. Постоянные переживания совершено расшатали нервы. И почти на 10 лет музыкант был прикован к больничной кровати. Умер Гурилёв, несмотря на свою популярность, безвестно и одиноко 30 августа 1858 года. Ведь семью у него так и не получилось создать. Только через несколько дней газеты сообщили о кончине русского пианиста.

↑ Творчество

В музыкальном наследии Александра выделяют два основных направления: пьесы для фортепиано и романсы. Сам композитор отдавал предпочтение вокальной лирике. За всю свою творческую жизнь он создал множество песен и романсов. Однако не все из них были представлены широким массам. Только 90 уникальных произведений были опубликованы. Также был оформлен сборник «Избранных народных песен». В него вошли 47 переделанных версий песен народного фольклора.

Творчеству Гурилёва соответствует экспрессия. Такие приемы использовались в XIX веке напевам цыганских исполнителей. Их относят к разряду весёлых, танцевальных и молодецких песен. Очень много романсов положено на стихи русских поэтов. Одним из его любимых писателей был М.Ю. Лермонтов. Их связывает друг с другом устремлённость к счастью и грустные осознание того, что его невозможно достичь.

Гурилёв чётко передавал настроение стихов Михаила Юрьевича, а его романсы считаются лучшими среди всех написанных интерпретаций. Среди других их выделяет тонкость фортепианной игры и лирический монолог. Глубокий лиризм отразился также в романсах написанных на произведения Алексея Кольцова. Здесь широко отразился художественный портрет композитора. Каждая нота пропитана элегически-романтическим настроением, тоской, мягкостью и одиночеством.

Вся вокальная лирика музыканта была собрана посмертно в двухтомниках Е.А. Стемпневской. В книги вошли даже рукописные заметки и автографы композитора. Писательница попыталась расставить все его романсы в хронологическом порядке, однако это было трудно сделать. Драматизм неотрывно преследует музыкальное творчество Александра Львовича.

Также многие его романсы созданы в ритме вальса. Этот темп был очень популярен в первой половине XIX столетия. Активно Гурилёв участвует в развитии танцевальной музыки. Из-под его пера вышли множество мазурок, полек, полонезов и вальсов, которые покоряли светские салоны. Что касается фортепианной игры, то следует обратить внимание на миниатюры и циклические вариации.

Некоторые произведения Гурилёва просты, в основном они исполнялись любителями на приемах. Другие же отличаются своей виртуозностью. Он умел сочетал русскую песенность и итальянскую кантилену. Современники за их самобытность и мастерство даже причисляют композитора к одним из выдающихся музыкантов-виртуозов XIX века.

↑ Знаменитые произведения

↑ Интересные факты

Творчество Александра Гурилева оказало огромное влияние на русское искусство. Его положительное воздействие можно до сих наблюдать во многих музыкальных произведениях новых композиторов. Отдельно стоит выделить и душевные романсы музыканта, которые так ценятся и чувствуется народом.

Источник: http://ote4estvo.ru/russkie-kompozitory/147385-gurilev-aleksandr.html

Гурилев Александр Львович

гурилев композитор краткая биография(1802—1856) — известный русский композитор романсов.

Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца, скрипача и композитора духовной музыки.

Много занимался переложениями для органа.

Из романсов Г. большою популярностью пользовались «Матушка голубушка», «Сердце», «Ласточка», «Не слышно на палубе песен», «Разлука», «Майские ночи»; известна была также в свое время его баллада «Жил-был один муж старый». Г. написал свыше 200 романсов.

Романсы Г. имеют по премуществу характер меланхолический, задушевный и легко поются.

Их мелодичность и простота аккомпанемента напоминают Варламова. <Брокгауз>Гурилев, Александр Львович — сын Льва Степановича Г., композитор романсов, род. 1802, ум. в 1856. Музыке учился у своего отца, но специального музыкального образования не получил.

Написал около 200 романсов, в свое время очень распространенных; многие из них и теперь еще охотно поются в дилетантских кругах.

По характеру романсы его приблизительно одного типа с алябьевскими (см.). Четвертая часть их «песни» («47 избран. народ. песен») — народные или в народном духе, иногда с красивыми мелодиями.

Из романсов Г. наибольшей известностью пользовались: «Матушка голубушка», «Вьется ласточка», «Не слышно на палубе песен», «Разлука», «Песнь ямщика», «Однозвучно гремит колокольчик», дуэт «Не шуми ты, рожь». Кроме того, им сделано несколько переложений для органа и для фп. (В). <Риман>Гурилев, Александр Львович (род. 3.IX.1803 в Москве, ум. 11.IX.1858 там же) — рус. композитор (по происхождению из крепостных крестьян гр. Орлова, получил вольную в 1831). Ученик своего отца (также крепостного музыканта), Дж. Фильда и И. Геништы.

Тяжелые условия жизни подорвали его здоровье и привели к неизлечимой болезни.

Наряду с А. Варламовым, Г. — один из соз- дателей рус. бытового романса.

Его вокальная лирика отмечена близостью к городской бытовой песне, искренностью выражения, теплотой чувства, элегическими, мечтательными настроениями, широким использованием ритмики бытового танца. Соч.: 88 романсов и песен, в т. ч. «Колокольчик» («Однозвучно гремит колокольчик»), «Матушка-голубушка», «Разлука» («На заре туманной юности»), «Вам не понять моей печали», «И скучно, и грустно», «Сарафанчик», «Вьется ласточка сизокрылая», «Не шуми ты, рожь», «Я вас любил» и др.; фп. пьесы, вальсы, мазурки, циклы вар. на темы Алябьева, Варламова, Глинки и др. (ок. 30), сб. обработ. 47 избр. народных песен (1849). Гурилев, Александр Львович (1803—1858) — русский композитор, пианист, скрипач, альтист.

Родился в Москве в семье крепостного музыканта — церковного композитора, Льва Степановича Гурилева (1770—1844). С детства проявил незаурядные музыкальные способности, учился у известных пианистов Дж. Фильда и Геништа. 1831 г. после смерти владельца графа В. Г. Орлова, отец и сын Гурилевы получили вольную и были приписаны к мещанскому сословию.

Работал в Москве, славился как автор романсов, пианист, педагог, однако жил в постоянной нужде. Последние годы жизни был тяжело болен психически.

Главное место в творческом наследии занимает вокальная лирика.

Гурилев — яркий представитель демократического направления в русском романсе.

По фактуре, сантиментальному характеру и русскому национальному отпечатку его многочисленные романсы относятся к одной категории с романсами Алябьева и А. Е. Варламова.

В свое время они пользовались широкой известностью.

Изданы также его переложения народных русских песен. Многие его песни стали народными.

Широкой популярностью пользовались «русские песни», близкие по стилю бытовому романсу: «Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьется ласточка», а также романсы «Разлука» («На заре туманной юности»), «Вам не понять моей печали» и др. Значительная область творчества Гурилева — фортепьянная музыка.

Выделяются вариации на темы народных песен, романсов, опер, в том числе на тему романса «На заре ты ее не буди» Варламова, а также танцевальные пьесы. Собирал и обрабатывал народные песни: сборник «Сорок семь избранных народных русских песен. Для голоса с фортепьяно». Сочинения А. Л. Гурилева еще при жизни автора приобрели широкую известность и прочно вошли в быт различных слоев русского общества. klgirls.net

Некоторые его песни — «Матушка-голубушка», «Колокольчик», «Вьется ласточка сизокрылая» — подчас принимаются за фольклорные.

И это не случайно.

В разных уголках нашей страны народ поет их по-своему, варьируя мелодии на свой лад, как это свойственно народному исполнительству.

Музыка Гурилева с момента ее создания живет и на концертной эстраде, в репертуаре многих русских и советских певцов.

Достаточно вспомнить, например, прекрасное .исполнение его романсов Н. А. Обуховой.

Гурилев родился в семье крепостного человека графа В. Г. Орлова.

Его отец, Лев Степанович, сочинял музыку и возглавлял графский оркестр — один из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века, постоянным местопребыванием которого было подмосковное поместье Отрада.

Под руководством отца будущий композитор прошел основательную школу музыкального воспитания.

С малых лет он играл на скрипке в графском оркестре, а позже участвовал также и в камерных ансамблях: исполнял партию альта в квартете просвещенного любителя музыки Н.Б. Голицына, выступал как пианист-солист и аккомпаниатор.

В имение Отрада часто приезжали любители музыки из Москвы, соседних поместий, а также из других городов.

Бывал здесь и известный пианист Дж. Фильд, учитель юного М. И. Глинки, с 20-х годов живший в Москве.

Существует предположение, что Фильд не обошел своим педагогическим вниманием одаренного крепостного мальчика Александра Гурилева.

Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным.

Только с кончиной старого графа Орлова в 1831 году семья Гурилевых получила «волю». Александру было тогда уже двадцать восемь лет. С этого времени многое изменилось в его судьбе.

Он познакомился с артистами, живописцами, музыкантами, подружился с А. Е. Варламовым.

Часто выступал в концертах и к 1840-м годам стал любимым пианистам, приобрел известность и как превосходный фортепианный педагог.

В эту же пору Гурилев много и увлеченно сочинял, главным образом вокальную и фортепианную музыку.

Его произведения сделались популярными, их исполняли в концертах, в домах горожан разных сословий.

Тяжелая болезнь настигла композитора в пору расцвета и зрелости его таланта.

Почти десять лет он был прикован к больничной койке. О его кончине, наступившей 11 сентября 1858 года, почти никто не знал. Лишь через несколько дней неизвестный автор оповестил в газетном некрологе о смерти талантливого музыканта.

Музыка же Гурилева звучит и в наши дни. Это — песни «Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки», «Сарафанчик», «Гаданье», «Отгадай, моя родная», обработки народных мелодий — «Не одна во поле дороженька», «Лучинушка», «Уж как пал туман», а также фортепианные пьесы. Среди лирических бытовых романсов и песен Гурилева есть и превосходные образцы нового типа. Это драматические монологи-рассказы о горькой личной судьбе — «Разлука», «Сердце-игрушка»; монологи-размышления — «И скучно, и грустно», «Оправдание» (на стихи М.Ю. Лермонтова); монолог-элегия «Вам не понять моей печали»; взволнованное выражение момента творческого вдохновения — «Внутренняя музыка» (на стихи Н.П. Огарева).

В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности Гурилев — певец-лирик — чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников.

Источник: http://www.biografija.ru/biography/gurilev-aleksandr-lvovich.htm

Музыкальный справочник

Статьи о музыке и музыкантах

Обмен ссылками
Новости
Полезные ссылки
Другое

АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ ГУРИЛЕВ
/1803—1858/

Александр Львович Гурилев — почти сверстник Варламова. Он родился в 1803 году тоже в Москве, но в семье крепостного музыканта. Отец его, Лев Степанович Гурилев, композитор и дирижер, руководил крепостным оркестром при театре графа Орлова в имении «Отрада» под Московой. В этом оркестре с юных лет играл на скрипке Александр Гурилев. Оркестр графа Орлова был одним из лучших симфонических оркестров того времени; современники отзывались о нем с большой похвалой.

Музыкальное образование Гурилев получил у отца. Есть сведения, что он занимался также с известными пианистами-композиторами Дж. Фильдом и И. Геништой, которые нередко посещали дом Орлова.

В 1831 году, после смерти графа, отец и сын Гурилевы были отпущены на волю и приписаны к мещанскому сословию. С тех пор началась известность А. Гурилева. Он стал издавать свои сочинения, имя его сделалось популярным наряду с именем Варламова. Дружба с Варламовым оказала большое влияние на творческое развитие композитора, романсы Варламова во многом послужили для него образцом. Большой известностью пользовался Гурилев также как превосходный пианист, исполнитель и педагог. Он оставил ряд фортепианных сочинений.

Всю жизнь Гурилев испытывал материальную нужду. Последние годы его жизни были омрачены психической болезнью. Умер Гурилев в Москве, в 1858 году.

Источник: http://mus-info.ru/composers/gurilev.shtml

Гурилев композитор краткая биография

Alexander Gurilyov

гурилев композитор краткая биография

А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинения для хора a cappella.

Александр Львович родился в Москве. С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у лучших московских педагогов — Дж. Филда и И. Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в тяжелых условиях усадебного крепостного быта. В 1831 г. после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве.

С этого времени начинается интенсивная композиторская деятельность А. Гурилева, которая совмещалась с выступлениями в концертах и большой педагогической работой. Вскоре его сочинения — в первую очередь вокальные — становятся популярными в самых широких слоях городского населения. Многие его романсы буквально «уходят в народ», исполняются не только многочисленными любителями, но и цыганскими хорами. Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. В поисках заработка он вынужден был заниматься даже нотной корректурой. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.

Композиторское наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен и фортепианные пьесы. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Точное число их неизвестно, опубликовано же было всего 90 романсов и 47 обработок, составивших сборник «Избранные народные песни», изданный в 1849 г. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле «русской песни». Разница между ними очень условна, так как песни Гурилева, хотя и тесно связаны с народной традицией, но и по кругу характерных настроений, и по своему музыкальному складу очень близки его романсам. А мелодика собственно лирических романсов напоена чисто русской песенностью. В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.

Наряду с народной песней, распространенной в разночинной городской среде, большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга, композитора А. Варламова. Имена этих композиторов с давних пор неразрывно связаны в истории русской музыки как создателей русского бытового романса. В то же время сочинения Гурилева обладают своими, особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность, глубокая интимность высказывания. Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающие творчество Гурилева, были созвучны настроениям многих людей эпохи 30-40-х гг. прошлого века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним из первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтовские романсы Гурилева «И скучно, и грустно», «Оправдание» («Когда одни воспоминанья»), «В минуту жизни трудную». Показательно, что эти произведения отличаются от других более патетическим ариозно-речитативным стилем, тонкостью фортепианного изложения и приближаются к типу лирико-драматического монолога, во многом перекликаясь с исканиями А. Даргомыжского.

Драматизированное прочтение лирико-элегических стихотворений очень характерно для Гурилева, автора доныне любимых романсов «Разлука», «Кольцо» (на ст. А. Кольцова), «Бедная девушка ты» (на ст. И. Аксакова), «Я говорил при расставаньи» (на ст. А. Фета) и др. В целом же его вокальный стиль более всего приближается к так называемому «русскому бельканто», в котором основой выразительности является гибкая мелодия, представляющая собой органичный сплав русской песенности и итальянской кантилены.

Большое место в творчестве Гурилева занимают и экспрессивные приемы, присущие исполнительской манере очень популярных в то время цыганских певцов. Особенно ярко они проявляются в «разудалых, молодецких» песнях в народно-плясовом духе, таких, как «Песня ямщика» и «Пригорюнюсь ли я». Многие романсы Гурилева написаны в ритме вальса, широко распространенного в городском быту того времени. При этом плавное трехдольное вальсовое движение гармонично сочетается с чисто русским стихотворным размером, т. н. пятисложником, очень характерным для стихотворений в жанре «русской песни». Таковы романсы «Грусть девушки», «Не шуми ты, рожь», «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», знаменитый «Колокольчик» и др.

Фортепианное творчество Гурилева включает танцевальные миниатюры и разнообразные вариационные циклы. Первые представляют собой несложные пьесы для любительского музицирования в жанре вальса, мазурки, польки и других популярных танцев. Вариации Гурилева являются значительным этапом в развитии русского пианизма. Среди них наряду с пьесами на темы русских народных песен инструктивно-педагогического характера есть замечательные концертные вариации на темы русских композиторов — А. Алябьева, А. Варламова и М. Глинки. Эти произведения, из которых особенно выделяются вариации на тему терцета из оперы «Иван Сусанин» («Не томи, родимый») и на тему романса Варламова «На заре ты ее не буди», приближаются к романтическому жанру виртуозно-концертной транскрипции. Их отличает высокая культура пианизма, позволяющая современным исследователям считать Гурилева «выдающимся по дарованию мастером, сумевшим выйти за пределы навыков и кругозора воспитавшей его фильдовской школы».

Характерные черты вокального стиля Гурилева по-разному преломлялись потом в творчестве многих авторов русского бытового романса — П. Булахова, А. Дюбюка и др. Лучшие качества простой и непритязательной на первый взгляд музыки Гурилева — ее задушевность, щемящая искренность, открытость эмоционального высказывания — нашли утонченное претворение в камерном творчестве выдающихся русских лириков и в первую очередь — П. Чайковского.

Источник: http://www.belcanto.ru/gurilev.html

Тема этой статьи: "гурилев композитор краткая биография".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *