Музыкальный лад | Музыкальный класс — как называется грустный лад в музыке

18.03.2020

Кроме того, сервис Яндекс.Музыка предлагает широкий выбор других возможностей. Например, просто слушать в режиме online альбомы, треки и музыкальные сборники различных жанров. Можно включить радио и слушать бесконечный поток музыки выбранного жанра или исполнителя.

Музыкальный лад

как называется грустный лад в музыке

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон ( тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

как называется грустный лад в музыке

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

как называется грустный лад в музыке

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: «Как называются клавиши фортепиано» и «Знаки альтерации».

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию музыкальный лад, узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Если вам понравился материал – прямо сейчас жмите на кнопочки под этим текстом, чтобы поделиться знаниями с другими! До новых встреч!

Источник: http://music-education.ru/muzykalnyj-lad/

Лады народной музыки

как называется грустный лад в музыке

Для начала стоит разобраться, что такое лад? Это система взаимоотношений звуков. Из всех 12 нот октавы для сочинения музыкального произведения выбираются определенные звуки, например, 7 нот. Они расположены в октаве неравномерно и, относительно друг друга, имеют неравноправные условия. И в этой ситуации возникают взаимоотношения, такие как, устойчивость, тяготение. Можно прийти к выводу, что эти явления внутри заданного набора звуков можно называть ладом.

Семь ладов народной музыки

Сегодня мы подробно будем рассматривать такие лады народной музыки:

  1. Ионийский
  2. Дорийский
  3. Фригийский
  4. Лидийский
  5. Миксолидийский
  6. Эолийский
  7. Локрийский

Сразу стоит обратить внимание на известные всему миру лады:

Наверняка, вам еще в детстве говорили, что мажор – это веселый, оптимистичный лад, а минор – более грустный, нагнетающий. Помимо этих ладов, существует еще 5, которые также относятся или к мажору, или к минору.

Ионийский лад

Как было сказано выше, ионийский – это натуральный мажорный лад, который наиболее удобен и востребован в музыке. Этот лад можно строить от любой ноты и тем самым получить одноименную мажорную тональность. То есть, если вы строите ионийский лад от «до», то вы автоматически получаете «до-мажор». Теперь определим формулу построения ионийского лада. От любой ноты строим такие интервалы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Это универсальная формула, используя которую от любой ноты, вы получите ионийский лад.

Эолийский лад

Это минорный лад, который также имеет четкую модель построения. С ее помощью вы сможете получить от любой ноты минорную гамму. Если вы начнете строить эолийский лад от ноты «ля», вы получите «ля-минор». Формула такая: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Дорийский лад

Данный лад был известен еще в античности и средневековье. Наверняка вы слышали название греческих племен – дорийцев. Вот именно от этого названия и произошел данный лад. Его также можно отнести к минорному, однако он будет иметь отличие от эолийского лада. Запомнить его можно по повышенной шестой ступени. То есть вы строите эолийский лад, который мы прошли выше, и просто в нем понижаете шестую ступень. Однако строение дорийского лада можно совершить по такой формуле: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Для примера, попробуем построить дорийский лад от ноты «ми». Получается «ми-фа диез-соль-ля-си-до диез-ре-ми».

Дорийский лад принято называть подвижным и ловким. В наши дни становится популярным смесь дорийского лада и блюза. Даже существует такое название, как «дорийский-блюзовый лад». В нем можно услышать элементы блюзовой пентатоники и уже известный нам дорийский минор. Также стоит отметить, что дорийский лад часто используют в этнических, народных произведениях. Особенно характерно он звучит в музыке кельтских народов. Пример дорийского лада можно услышать у Symphony X в песне The Edge Of Forever уже на первой минуте в перекличке гитары и клавиш.

Symphony X — The Edge of Forever

Фригийский лад

Его отличием от эолийского является пониженная вторая ступень лада. Запоминаем формулу: полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Для примера вы можете построить обычную гамму ля-минор и взять в ней си-бемоль. Именно в таком варианте вы получите звучание фригийского лада. Данный лад характеризуют, как стремительный, возбужденный с изобилием скачков. Также можно встретить такие характеристики, как строгий, гневный, побуждающий к борьбе. Поэтому если вы хотите написать произведение в таком характере, то определенно стоит выбирать фригийский лад. Пример этого лада можно услышать у группы Metallica в Welcome Home.

Metallica — Welcome Home

Локрийский или гипофригийский лад

Bjork — Army Of Me

Лидийский лад

Когда мы прошли все минорные лады, можно переходить к мажорным. Первым мы изучим лидийский лад. Он подобен ионийскому, но отличительной чертой является повышенная четвертая ступень. Постройте самый простой C-dur или другими словами До-мажор, только вместо обычного фа, возьмите фа-диез. Вот вы и услышали звучание лидийского лада. А формула его такова: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. По своим оттенкам лад очень неоднозначный. Он может быть скромным, спокойным и в один миг стать веселым и радостным. Его звучание очень светлое, однако, ярко модальное, так как наш слух сразу реагирует на повышенную четвертую ступень. Лидийский лад активно используется различными современными ансамблями. Сейчас можно услышать этот лад даже в рок музыке.

В импровизации очень удобно использовать именно этот лад. Можно даже обратить внимание на работу Джорджа Рассела «Лидийская Хроматическая Концепция». Здесь автор описывает всевозможные способы импровизации, используя лидийский лад. Также его часто применяют в композиции, когда нужно создать ряд секвенций (эпизоды, которые повторяются несколько раз от разных звуков). Самая известная мелодия в лидийском ладу – это заставка к мультфильму «Симпсоны». Steve Vai — The Riddle – также яркий пример лидийского лада.

Steve Vai — The Riddle

Миксолидийский лад

Чтобы получить миксолидийский лад, строим ионийский и понижаем в нем седьмую ступень. Если мы играем До-мажор, то вместо «си», мы должны сыграть «си-бемоль». Строение его также можно запомнить: тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон. Характер этого лада сравнивают с характером юноши. Его считают болтливым из-за быстрых поворотов. Но при этом его звучание очень приятное, радостное. Лад встречается в песнях Tomorrow Never Knows и Norwegian Wood группы The Beatles.

The Beatles — Norwegian Wood

Заключение

Как видите, если вы хорошо знаете аппликатуры гамм на гитаре и умеете их играть, то для вас не составит труда построить все лады и с легкостью их использовать в импровизации и композиции.

Источник: http://guitarprofi.ru/uroki-igry-na-gitare/lady-narodnoj-muzyki.html

Лад и тональность

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т);

II ступень — нисходящий вводный звук;

III ступень — медианта;

IV ступень — субдоминанта (S);

V ступень — доминанта (D);

VI ступень — субмедианта;

VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие — основу лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням.

Наиболее острые тяготения — полутоновые.

Высота, на которой расположен лад, называется тональность. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.

Так как тональность может быть построена от любого звука, в различных тональностях могут присутствовать как повышенные, так и пониженные ступени. В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными, потому что у них шесть общих звуков. Расстояние между ближайшими родственными тональностями — чистая квинта. Диезные тональности в порядке родства дают ряд тональностей.

Тональность — вообще, это высота звучания, в данном случае — высота звучания какого-либо лада — например, мажора или минора. Лад — это построение звукоряда по определенной схеме и, кроме того, лад — это конкретная звуковая окраска звукоряда (мажорный лад — ассоциируется со светлыми тонами, минорный — с грустными нотками, тенью).

В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами — мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие — грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор — это лад, который звучит весело и бодро.

Минор — это лад, звучащий грустно.

Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.

А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску — печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Источник: http://vuzlit.ru/388761/tonalnost

Как называется грустный лад в музыке

Музыкальный словарь в рассказах. Буква Л

Хорошее это славянское слово — лад. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито. Много можно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром лад — это согласие, мир, стройность, порядок.

Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке? Оказывается, самое непосредственное. Музыка — искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Попробуйте-ка нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало: никакой музыки не получится!

Однако слово лад — не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой, их согласованность, слаженность. Вспомните любую мелодию: песню, танец, отрывок из какого-нибудь инструментального сочинения. Если вы начнете ее напевать, то обнаружите, что в любом, произвольном месте остановиться нельзя. И не только потому, что, допустим, не «уложились» все слова или не закончилось движение танца. Нет: дело в том, что звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются ло-разному. Одни как устойчивые. На них можно остановиться подольше, вообще закончить движение. На них композитор и заканчивает куплет песни, раздел или всю инструментальную пьесу. На других остановиться никак нельзя: они вызывают ощущение незавершенности и требуют движения дальше, к устойчивому, опорному звуку.

Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом. Основной звук лада — самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, — называется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний из которых тоника, — называется тоническим трезвучием.

Лады, то есть подобные объединения звуков, бывают разные. Наиболее распространены в европейской музыке лады, которые называются мажор и минор. В основе мажора — тоническое трезвучие, в котором сначала, снизу — большая терция (посмотрите, что написано о терции в рассказе «Интервал»), а над ней малая. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, нажмете последовательно все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до, расположенной октавой выше. Такое последовательное звучание нот в пределах октавы называется гаммой. То, что вы сыграли, — гамма до мажор. Можно сыграть мажорную гамму от любого другого звука, только тогда в некоторых местах белую клавишу придется заменить черной. Ведь построение гамм подчинено определенной закономерности. Так во всех мажорных гаммах после двух взятых подряд тонов следует полутон, потом идут три тона подряд и снова полутон, В минорной гамме звуки чередуются иначе: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. При этом гамма всегда называется по ее первому звуку.

В чем разница между гаммой и тональностью? Гамма может быть восходящей и нисходящей, то есть звуки в ней будут подниматься вверх или спускаться. Но расположены они непременно последовательно, без скачков; они двигаются со ступеньки на ступеньку (запомним это сравнение — оно нам еще понадобится). А тональность. Предположим, вы поете песню на школьном уроке. Песня закончилась, и учительница говорит:

— Хорошо, в ре мажоре у вас получилось (ре мажор значит, самый устойчивый, основной звук песни — ре, а в аккомпанементе самый устойчивый аккорд, на котором песня закончилась, — ре-мажорное трезвучие). А теперь давайте попробуем спеть ее немного повыше.

Дает «настройку»: несколько аккордов в ми мажоре, чтобы вы привыкли к звучанию, и вы запеваете песню в другой тональности. Мелодия та же самая, как будто ничего и не изменилось, но звучит песня на тон выше, чем раньше. И основной устойчивый звук песни — теперь не ре, а ми. И поэтому закончилось все ми-мажорным аккордом.

Значит, тональность — это высота лада; высота, на которой он расположен. Иногда ее называют — ладотональность. Название тональности получается, когда к определению лада прибавляют название его главного звука — тоники — до мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, фа-диез минор.

Вот и появилось у нас название еще одного лада — минор. Это тоже очень распространенный лад европейской музыки. В его основе минорное трезвучие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней большая. Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля.

Звуки лада называются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI, VII. Тоника — это I ступень.

Мажор и минор — самые известные, самые распространенные лады. Но существуют кроме них и многие другие. Они распространены в народной музыке, все чаще используются и в современной профессиональной музыке. Есть и лады искусственные, придуманные композиторами. Так, например, Михаил Иванович Глинка придумал целотонный лад. Он называется так потому, что между всеми звуками расстояние целый тон. Звучит он странно, необычно. Глинка придумал его, чтобы передать состояние оцепенения, чего-то фантастического и безжизненного.

Многие лады, как и мажор и минор, состоят из семи ступеней, но бывают лады и из другого количества звуков. Так в целотонном — шесть ступеней. Есть целая группа ладов, называемых пентатонными (по-гречески penteпять, tonosтон) — это лады пятиступенные. Существуют и лады с другим количеством ступеней.

Музыкальный словарь в рассказах
Печатается по материалам одноименной книги Л. Михеевой (Москва, «Советский композитор», 1984)

Источник: http://allforchildren.ru/music/msr46.php

Как называется музыка на радостный лад (5 букв кроссворд)?

Как называется музыка на радостный лад (5 букв кроссворд)?

Я думаю что это слово Мажор. Бо грустный лад это Минор.

Ну, музыка на веселый, позитивный лад, разумеется называется «мажор».

Это относится к маршам, вальсам, мазурке и еще многим другим.

Даже некоторые особенности рок-н-ролла позволяют зачислить его в сословие мажора — ну, не минор же это на самом деле?

Вот у меня сомнения насчет регги — это мажор? Но, не минор — это точно!

Что там у нас еще осталось?

Джаз. Вот тут трудно определить -это зависит от джазменов — они могут выдать полный мажор, но иногда и минор, все зависит от импровизации, а джаз — это в первую очередь импровизация.

Музыкальное произведение — своеобразный рассказ без слов. Средствами музыки передаётся эмоциональное состояние. Ритм является одним из столпов музыки, это система координат, благодаря которой мы различает краткое от длинного, молчание от звука. Заданный позволяет ритму реализоваться практически.

Небольшие отклонения от установленного темпа относятся к числу средств выразительности, к которым прибегают как композиторы, задавая их в нотах, так и исполнители в процессе исполнения. Существует целый список возможных изменений скорости исполнения, желающие могут ознакомиться со списком здесь. Общее название для любых изменений темпа — агогика. Греческое слово означает «унесение», «увод». Агогика относится к средствам выразительности и в принципе не должна разрушать авторское представление о течении произведения, но лишь подчёркивать определённые моменты.

Я человек пожилой — поэтому и песни могу подсказать соответствующие моему возрасту. «В полях под снегом и дождём» — эта композиция как нельзя лучше подходит к указанной в вопросе ситуации. В исполнении Александра Градского она звучит просто великолепно.

Музыка это буквально то, что колеблет наш эмоциональный план. У звука природа такая: одна его составляющая вибрирует на эфирном, а вторая на эмоциональном плане. Первая физически движет материю (колеблет — такова физика его распространения), вторая то же самое осуществляет с телом человеческих чувств.

Это доказывается непосредственным обнаружением в себе новых чувств и эмоций в момент звучания музыки.

Музыка в миг может изменить настроение, может изолировать психологически от окружающего пространства, может отбросить дурные мысли, т.к сами по себе они притягиваются к плохому настроению — а музыка его меняет! Многие говорят: мы выросли на советских мультфильмах! А по-моему, скорее на музыкальном их сопровождении, картинка же вторична. Начиная как-то пересматривать Гарри Поттера, которого до этого последний раз смотрел очень давно (когда был маленьким), то меня прошибло именно от саундтрека в самом начале. Звук это Душа фильма. Представление о человеке создаётся его речью. И другие примеры.

В кинотрилогии о Максиме ( она состоит из фильмов «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона») звучит много песен. Но на Ваш вопрос есть только один ответ: сюиту к кинотрилогии написал композитор Дмитрий Шостакович. Кстати, Сталин, которому фильм понравился, заметил:»Хорошая культурная музыка, особенно в прологе».

Дмитрий Шостакович.

как называется грустный лад в музыке

Музыкальный лад — означает взаимосвязь звуков между собой, их слаженность, согласованность.Если попробовать нажимать клавиши как попало: никакой музыки не получится.Самые распространенные музыкальные лады: мажор и минор.

Источник: http://otvet.ws/questions/200376-kak-nazyvaetsja-muzyka-na-radostnyj-lad-5-bukv-krossvord.html

Тема этой статьи: "как называется грустный лад в музыке".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *