Григорий Свиридов: краткая биография композитора — краткая биография свиридов композитор

20.12.2019

Биография Мусоргского: становление композитора

Григорий Свиридов: краткая биография композитора

краткая биография свиридов композитор

Музыка Свиридова сочетает в себе самобытность и отточенность, выразительность, изысканную простоту и глубокую духовность. «Эта музыка — навсегда. В ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое продолжается вечно, вопреки всем историческим катастрофам, ударам судьбы и непоправимым потерям». Так высказался о ней кинорежиссер М.Швейдер. Едва ли сыщется равнодушный человек, сердце которого не замирало бы в восхищении от ее звуков. Краткая биография Свиридова дает представление о жизни и творчестве знаменитого композитора. Предлагаем ознакомиться с ней в данной статье.

краткая биография свиридов композитор

Великий русский композитор Георгий Свиридов

Почитатели еще при жизни называли Георгия Васильевича Свиридова (03.12.1915-06.01.1998) великим русским композитором.

Музыкант награжден званием Народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, кроме того, он является лауреатом Ленинской и трижды лауреатом Государственных премий, а также обладателем многих государственных наград.

Краткая биография Свиридова: детство и юность

Родным городом Свиридова является Фатеж (Курская область). Отец композитора был почтовым работником, активно поддерживал большевиков, участвовал в гражданской войне. Мать работала учителем в школе и была настроена более либерально, никогда не разделяла политических устремлений мужа.

Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец погиб в одном из столкновений большевиков с противником. Мать с сыном остались одиночестве, не имея кормильца и средств к существованию. Они переехали в Курск, ближе к дальним родственникам матери. Здесь будущий композитор пошел в первый класс.

В самом раннем возрасте у него проявился талант и страсть к литературе. Свиридов посещает занятия школьных кружков, активно участвует в театральных постановках и даже сочиняет стихи. Восьмилетнему ребенку были известны многие отечественные и зарубежные авторы, он был способен даже анализировать их творчество. Но литература не стала единственным увлечением юного Свиридова.

Музыкальный талант. Консерватория

Краткая биография Свиридова рассказывает о первых проявлениях его музыкального таланта. Однажды ему предстояло выступить в школьном спектакле в роли героя, играющего на балалайке. Будущий композитор в сжатые сроки выучился игре на этом инструменте. Так началась его любовь к музыке. Вскоре он стал сочинять собственные мелодии, подбирал известные мотивы на слух.

В 1936 году Георгий Свиридов становится студентом Ленинградской консерватории. Здесь он обучается музыкальному искусству у таких известных композиторов, как Шостакович и Рязанов. Через год по рекомендации Рязанова его принимают в Союз композиторов России.

Война. Первые музыкальные композиции

В начале Второй мировой войны Георгий Свиридов поступает в Ленинградское военное училище, из которого его отчисляют в связи с плохим здоровьем. Он уезжает в Новосибирск, где сочиняет различные песни и мелодии, пишет произведения для эвакуированных театров, участвует во многих местных постановках.

краткая биография свиридов композитор

Творчество

Георгий Свиридов в течение всей жизни боготворил поэзию и прозу Пушкина. Первые работы композитора были созданы как музыкальная иллюстрация к произведениям великого поэта. Самое известное из тех, на которые обратил внимание Свиридов, – «Метель».

Все произведения, созданные композитором, трудно перечислить. Это пьесы для фортепиано, романсы, сонаты, симфонические произведения. Широкой публике он известен в качестве автора музыки к более чем десяти кинофильмам. Среди них: «Пржевальский», «Поднятая целина», «Римский-Корсаков», «Время, вперед» и др.

По мнению библиографов и критиков, влияние Свиридова на русскую классическую музыку того времени поистине огромно. В своем творчестве он, как никто другой, умел подчеркнуть широту души, самобытность культуры русского народа.

Личная жизнь

Краткая биография Свиридова содержит сведения о личной жизни музыканта. Его супруга Эльза Густавовна в свое время покорила музыканта красотой и хорошим вкусом. Они познакомились на одном из его концертов. После окончания выступления композитора девушка подошла к нему, чтобы выразить восхищение его творчеством. Молодые люди с первого взгляда влюбились друг в друга. Через несколько месяцев они поженились и жили в браке долго и счастливо.

Умер музыкант в 1998-м. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Метель»

С середины 1950-х у композитора вырисовывается собственный яркий и самобытный стиль. Он старается писать произведения, носящие исключительно русский характер. По свидетельствам биографов, из всех времён года композитор больше всего любил именно зиму. Он считал, что зима – наиболее подходящее время для яркого выражения естества России. Прекрасные северные зимы он иллюстрировал в своих произведениях с особым вдохновением. Одно из наиболее ярких произведений, в которых музыкально отразил русскую зиму Свиридов, – «Метель».

краткая биография свиридов композитор

«Зима непостижимо ощущается в его музыке…»

Музыка к кинофильму «Метель», созданному по повести Пушкина, была написана Георгием Свиридовым в 1964 году. Ее очень полюбили слушатели, произведение часто исполнялось в эфире радио- и телепрограмм.

краткая биография свиридов композитор

В 1974-м, по совету супруги, истинного знатока и ценителя его творчества, Свиридовым была сделана основательная редакция партитуры. Композиция получила статус самостоятельного произведения и стала именоваться «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель»». Мировая известность к нему пришла после исполнения симфоническим оркестром, управляемым знаменитым В.Федосеевым. Критики отметили, что в беге свиридовской «Тройки» (первая часть) «непостижимо ощущается присутствие зимы…»

Сюжет

Всем известен сюжет повести Пушкина, по которой, откликнувшись на просьбу режиссера фильма В.П. Басова, создал Свиридов «Метель».

Повесть является слегка ироничной и лукавой. Она считается одним из классических образцов русской литературы. Пушкиным пересказана анекдотическая история о провинциальной барышне, волею судьбы вышедшей замуж за случайного незнакомца, поскольку ее жених в метель заблудился. История, тем не менее, заканчивается счастливо: рождается новая любовь.

Георгий Свиридов ушел от пушкинского сюжета. Его музыка, казалось бы, не связана с сюжетной канвой повести. Она — самостоятельное действующее лицо картины, лишь иногда вплетается в кое-какие фрагменты. Из нее исчезла ироничность литературного произведения. Зато проявилось другое — поэтичность, душевность. Она стала настоящим шедевром и сразу же обрела свою собственную жизнь. Критики отмечали ее удивительную осязаемость. Общепризнано, что музыку «Метели» можно не только услышать, ее можно воочию увидеть: перед слушателем проходят жанровые сцены, открываются картины природы, разворачивается на фоне вальса бал.

Переработка для сюиты

В 1973-м композитор опять обратился к этой музыке. Он переделал разбросанные по фильму фрагменты в одно целое. Сюита была окончена в 1974 году.

краткая биография свиридов композитор

Великолепную музыку Георгия Свиридова еще долго будут обсуждать и интерпретировать. У нее есть одно поистине величайшее качество: нарисованные ею картины словно бы произрастают из глубин нашей генетической памяти.

Источник: http://autogear.ru/article/258/176/kratkaya-biografiya-sviridova-muzyika-k-kinofilmu-metel/

Биография и творчество свиридова кратко

Ответ оставил Гость

Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915 – 6 января 1998) – российский композитор и пианист, обладатель множества различных государственных наград. Одно из его наиболее известных произведений украшает повесть Александра Сергеевича Пушкина «Метель».

Георгий Васильевич родился 3 декабря в городе Фатеж, который на нынешний момент располагается в Курской области. Его отец всю жизнь проработал на почте и был активным сторонником большевиков, поддерживая их движение в годы Гражданской войны. Мать Георгия работала учителем в школе и была либерально настроенной личностью, поэтому никогда не понимала страстное политическое стремление своего мужа.

Когда мальчику было четыре года, его отца убивают в одной из стычек большевиков с оппозицией. С этого времени мать и ребенок остаются в полном одиночестве, без кормильца и средств к существованию, поэтому решают переехать в Курск, к дальним родственникам по материнской линии. Там же Свиридов идет в начальную школу.

С самого раннего возраста проявляется талант и страсть ребенка к литературе. Благодаря школьным кружкам, Свиридов участвует во многих постановках и даже пытается сочинять стихи.

В отличие от своих одноклассников, уже в восемь лет он знает множество отечественных и зарубежных авторов и способен даже назвать особенности их творчества. Однако литература была вовсе не единственным увлечением юного Георгия.

Как-то раз ему предстояла роль в школьном спектакле, где главный герой должен был исполнить короткую мелодию на балалайке. Свиридов выступил с инициативой обучиться игре на этом русском народном инструменте, который и привил мальчику любовь к музыке. Именно благодаря ему Свиридов начал сочинять собственные мелодии и пытаться подобрать на слух известные мотивы.

В 1936 году Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где обучается азам музыкального искусства у Шостаковича и Рязанова, двух видных педагогов того времени. Спустя год, видя талант юного Свиридова и его любовь к музыке, Рязанов дает ему рекомендацию в Союзе композиторов, и парня с удовольствием зачисляют в ряды наиболее одаренных представителей России.

К началу Второй мировой войны Георгий идет в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но из-за непригодности и плохого состояния здоровья он был вынужден переехать в Новосибирск, где такие же эвакуированные, как он сам, композиторы старались подбодрить солдат, сочиняя песни и мелодии военных лет.

Одной из первых композиций стала «Песня смелых», стихи для которой сочинил Сурков. Адаптировавшись на новом месте, Свиридов начал даже писать произведения для эвакуированных в Новосибирск театров, участвуя во многих местных постановках.

Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».

По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов. Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.

Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.

Георгий Свиридов был женат один-единственный раз. Его супругой стала очаровательная Эльза Густавовна, женщина, которая покорила его не только своей красотой, но и хорошим вкусом в музыке. Они познакомились на одном из концертов, где исполнялись композиции Георгия. После окончания мероприятия Эльза подошла к нему, чтобы выразить восторг по поводу его творчества и, увидев молодого и талантливого Свиридова, влюбилась с первого взгляда. А спустя несколько месяцев они официально узаконили свои отношения и прожили вместе долгую и счастливую жизнь.

Источник: http://napyaterku.com/literatura/pid974344.html

Музыкальная энциклопедия

Концерт для скрипки с оркестром написан Хачатуряном в пору творческой молодости, в 1940 году. К этому времени композитор был автором.
[Читать полностью]

краткая биография свиридов композитор

Национальный ареал музыки Хачатуряна шире одной локальной традиции. Стиль его исходит из типического, и не одной только культуры.
[Читать полностью]

краткая биография свиридов композитор

Музыкальный слух Хачатуряна привлекали терпкость фактуры и гармонии, красочность тембров. «В поисках новых ладогармонических.
[Читать полностью]

краткая биография свиридов композитор

Все сочинения Хачатуряна имеют ярко выраженный индивидуальный стиль. Однако сказав, что в основе их лежит национально характерный.
[Читать полностью]

Основные даты жизни и творчества Г. В. Свиридова

1915 Рождение Г. В. Свиридова (в г. Фатеже Курской губернии, 16 декабря).

1924 Переезд семьи в Курск.

1929 Поступление в музыкальную школу.

1932 Приезд в Ленинград и поступление в Первый музыкальный техникум (в класс фортепиано И. А. Браудо).

1933 Переход на композиторское отделение (класс М. А. Юдина).

1935 Шесть романсов на стихи А. Пушкина.

1936 Начало учебы в Ленинградской консерватории (класс П. Б. Рязанова, затем — Д. Д. Шостаковича). Вступление в Союз композиторов СССР.

1941 Окончание консерватории.

1941—1944 Эвакуация в Новосибирск.

1944 Возвращение в Ленинград. Фортепианная соната памяти И. И. Соллертинского. «Страна отцов» на слова А. Исаакяна.

1955 Песни на слова Р. Бёрнса.

1955—1956 «Поэма памяти Сергея Есенина».

1956 Переезд в Москву. Музыкально-общественная деятельность.

1959 «Патетическая оратория» на слова В. Маяковского (Ленинская премия).

1964 «Курские песни» (Государственная премия СССР). Произведения для оркестра «Маленький триптих» и Музыка для камерного оркестра.

1965 «Снег идет» на слова Б. Пастернака.

1965—1967 Музыка к кинофильмам «Метель» и «Время, вперед!».

1969 Триумф произведений Свиридова на фестивале русской и советской

музыки во Франции. Большой приз Французской музыкальной академии им. Шарля Кро.

1973 Музыка к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

1977 «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина.

1978 «Пушкинский венок» (Государственная премия СССР).

1979 «Ночные облака» на слова А. Блока.

1991—1994 Песнопения и молитвы.

1995 Юбилейные концерты в Москве и Петербурге к 80-летию со дня рождения композитора. Государственная премия России.

Источник: http://rgaso.ru/osnovnye-daty-zhizni-i-tvorchestva-g-v-sviridova/

Варламов композитор биография

краткая биография свиридов композиторАЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ ВАРЛАМОВ

Александр Егорович Варламов — русский композитор, певец, педагог и дирижёр. Родился в 1801 году в Москве в семье отставного военного. С детских лет проявил музыкальную одарённость, по слуху научился играть на скрипке, виолончели, гитаре, фортепиано. Музыкальное образование получил в петербургской Придворной певческой капелле (в 1811 зачислен в штат капеллы малолетним певчим). Способности мальчика привлекли внимание директора капеллы Д.С. Бортнянского , который принял участие в его занятиях.

В 1819 Варламов был назначен учителем певчих русской придворной церкви в Гааге (Голландия). Здесь началась его деятельность как хорового дирижёра, камерного певца (первые концертные выступления) и гитариста. В 1823 возвратился в Петербург, работал учителем пения в театральной школе, с 1829 — в Придворной капелле.

С 1832 поселился в Москве, получил место «композитора музыки» и помощника капельмейстера императорских театров. В 1843 вышел в отставку.

Сближение Варламова с московской артистической средой, знакомство с А. Н. Верстовским, М. С. Щепкиным, П. С. Мочаловым, поэтом-актёром Н. Г. Цыгановым очень сильно повлияло на музыканта и способствовало его творческому росту.

В 1833 он выпустил первый сборник романсов и песен, и сразу обратил на себя внимание общественности. В течение 1834—35 годов являлся издателем нотного журнала «Эолова арфа», в котором наряду с собственными печатал сочинения Глинки, Верстовского и других талантливых современников. Но особенным успехом пользовались концертные выступления Верстовского как певца, исполнителя собственных романсов и песен. Не обладая от природы большими вокальными данными, он привлекал внимание слушателей тонкой интерпретацией, неповторимой выразительностью исполнения. Свои методические принципы Варламов зафиксировал в «Полной школе пения» (изд. 1840), являющейся одним из первых русских руководств по вокальной педагогике.

Большую часть своих произведений композитор создал в Москве, в течение 1832—44 годов (более 100 романсов и песен).

Последние годы жизни (с 1845) провёл в Петербурге. Знаменательной для него была дружба с литературным критиком А. А. Григорьевым, знатоком и ценителем русского фольклора. Варламов тщательно изучал народные песни, готовил к выпуску сборник обработок — «Русский певец», но не окончил. При жизни композитора вышли 43 песни. Всю жизнь Композитор провёл в тяжёлых материальных условиях, подрывавших его здоровье, и в 1848 году в Петербурге в возрасте сорока семи лет умер от туберкулёза горла.

В искренней, задушевной лирике Варламова нашла выражение духовная атмосфера последекабристских лет. В его песнях, полных то скорби, то бурных, стремительных и тревожных настроений, современники ощущали тоску о Прекрасном, страстный порыв к свету и счастью.

В некоторых песнях Варламова сказалось воздействие городского фольклора с типичными для него танцевальными ритмами. Таковы лирически-задушевные, пронизанные вальсовым ритмом песни-романсы: «На заре ты её не буди», «Тяжело, не стало силы», «Ты не пой, соловей». Наряду с «Колокольчиком» Гурилёва и «Соловьем» Алябьева его песня «Красный сарафан» (сл. Цыганова) сделалась общенародным достоянием.

Работая преимущественно в области вокальных жанров, Варламов писал также музыку к драматическим спектаклям, (его театральная музыка сохранилась не полностью и мало изучена). В этом жанре он проявил себя одарённым композитором, ярко отразившим романтические тенденции русского театра 30—40-х гг. XIX века. С большим знанием специфики сцены написана музыка к трагедии «Гамлет» Шекспира (1837, по заказу П. С. Мочалова, исполнителя главной роли). С успехом шли на сцене Большого театра балеты «Забавы султана» (1834), «Хитрый мальчик и людоед» (1837). Творчество Варламова, как и его современника Гурилёва , долгое время недооценивалось. Критики 19 века, в т. ч. В. В. Стасов, пренебрежительно отзывались о «дилетантских» романсах этих композиторов. Но, несмотря на это, время показало, что композитор создал свою традицию в музыке. Его творчество получило продолжение в произведениях А.С. Даргомыжского , П.И. Чайковского , С.В. Рахманинова .

В историю русской музыки Варламов вошёл как мастер романса. Он создал около 200 произведений этого жанра, преимущественно на слова русских поэтов: М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и других. Охотно обращался он к творчеству поэтов-песенников: А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. В. Тимофеева, на стихи которых написал свои лучшие «русские песни» в народном духе. Тонкое знание вокального искусства помогло ему создать яркие образцы русской напевности, свободно льющиеся мелодии. Большое влияние на стиль композитора оказала манера исполнения певцов-цыган. Талантливый художник, Варламов претворил в своём творчестве лучшие черты этой старинной традиции: эмоциональность, страстность, импровизационную свободу. Общенародной стала его песня «Красный сарафан» . Популярны также «Вдоль по улице метелица метёт» , «На заре ты её не буди» , «Белеет парус одинокий» , «Горные вершины» и другие, которые и сейчас кажутся нам современными .

Источник: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fce0a0ac-d965-0f7e-bc0b-a5c5faa33405/Varlamov%20bio.htm

ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ

ВАРЛАМОВ, АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ (1801–1848), русский композитор, певец (тенор) и педагог вокала. Родился в Москве 15 (27) ноября 1801 в семье чиновника. В девятилетнем возрасте был отправлен в Петербург, где обучался музыке в Придворной певческой капелле, был певчим хора, а впоследствии – автором ряда духовных композиций. В 18-летнем возрасте был послан в Голландию в качестве учителя певчих русской посольской церкви в Гааге. С 1823 жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период сблизился с М.И.Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

краткая биография свиридов композитор

Расцвет творчества приходится на московский период жизни Варламова (1832–1844). Удачный композиторский дебют в пьесе А.А.Шаховского Рославлев (1832) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров. Варламов написал музыку к шекспировскому Гамлету по заказу знаменитого актера П.С.Мочалова (1837), поставил в Москве свои балеты Забавы султана (1834) и Хитрый мальчик и людоед (1837) и т.д. В начале 1830-х годов появляются первые романсы и песни Варламова; всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них Красный сарафан, Что отуманилась, зоренька ясная, Не шумите, ветры буйные (изданы в 1835–1837). Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки), в 1849 издал свою Полную школу пения; в 1834–1835 издавал журнал «Эолова арфа», куда входили романсы и фортепианные произведения, его собственные и других авторов.

После 1845 музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с А.С.Даргомыжским и А.А.Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика). Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910).

Умер Варламов в Петербурге 15 (27) октября 1848. Его памяти были посвящены романс Гурилева Воспоминание о Варламове, коллективные фортепианные вариации на тему его романса Соловьем залетным (среди авторов А.Г.Рубинштейн, А.Гензельт), а также вышедший в 1851 Музыкальный сборник в память А.Е.Варламова, включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских композиторов. Всего Варламовым создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен Русский певец (1846), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/VARLAMOV_ALEKSANDR_EGOROVICH.html

Тема этой статьи: "краткая биография свиридов композитор".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *