Людвиг ван Бетховен: биография композитора — композитор людвиг ван бетховен краткая биография

08.09.2020

В молодости писал симфонии, среди его сочинений есть концерт для оркестра, кантата для хора, сонаты, циклы романсов. Максим Дунаевский вполне мог стать композитором, пишущим классические произведения. Но с широкой академической дороги свернул на театральную, познакомился со студенческим театром МГУ «Наш дом» Марка Розовского, Ильи Рутберга и Альберта Аксельрода и пропал. Стал писать для сцены, а позже и для кино.

Бетховен – великий немецкий композитор (часть 1)

композитор людвиг ван бетховен краткая биографияМало кто о нем не знает. Его произведения известны во всем мире, а его Соната номер четырнадцать стала достоянием мировой культуры без его участия. Немного раньше мы уже рассказывали вам о истории создания этой композиции, а сегодня мы расскажем вам больше о самом композиторе.

Людвиг ван Бетховен. Тот, кто известен сегодня как величайший композитор девятнадцатого века, родился 16 декабря 1770–го года в Бонне, где его дед, носящий то же имя, был капельмейстером. Отец Людвига был тенором в курфюрстской капелле, так что семья изначально была ориентирована на музыкальное творчество, что не преминуло сказаться на развитии молодого человека и определении всего его жизненного пути.

Хотя нет, рождение Людвига было не шестнадцатого числа. Известна лишь дата его крещения, которая и была записана в дневнике католической церкви святого Ремигия. А вот о дате рождения остается лишь гадать.

Образование будущего композитора

В семье царила не слишком благополучная атмосфера, а потому характер юноши сформировался довольно мрачным и замкнутым. Его музыкальные дарования встречали поддержку людей посторонних, а вот для его эмоционального и умственного развития было сделано ровно столько, сколько было нужно по минимальным стандартам того времени, ни больше и ни меньше.

Когда умер дед, положение в семье ухудшилось еще сильнее. Людвиг не мог больше продолжать обучение в школе, но к тому времени он уже успел освоить латынь, итальянский и французский. И он очень полюбил чтение.

Обучением будущего композитора сначала занимался его отец, личность довольно суровая и требовательная. Людвиг вскоре научился блестяще играть на фортепиано, чем приводил в изумление других. Еще бы, маленький ребенок играл ничуть не хуже настоящих, состоявшихся пианистов! Кроме того, у него от рождения была заложена феноменальная способность к импровизации, а потому стало совершенно очевидно, что юноша станет композитором.

Первый концерт состоялся в 1778-м году. То есть, как вы сами уже можете подсчитать, ему на тот момент было всего восемь лет. Этот концерт состоялся в Кёльне.

композитор людвиг ван бетховен краткая биографияЛюдвиг Бетховен в возрасте 13 лет

Но отец был все равно недоволен. Как бы ни был талантлив его сын, он явно не был таким же вундеркиндом, как Моцарт. Шоу не получилось, и он стал терять к нему былой интерес. Поэтому он перестал самостоятельно заниматься с ребенком и передал его обучение сторонним учителям. Авось да что-нибудь и выйдет?

Вскоре образованием Людвига занялся придворный органист Фон дер Эдень, который вместе с капельместером Нефе занялся обучением юноши игре на органе. Именно Нефе и оценил весь талант ребенка, после чего вплотную и с энтузиазмом занялся его образованием.

В результате, – только представьте себе! – в пятнадцать лет юноша стал придворным органистом! В то же время он оставался альтистом в оркестре. Хоть и не гений, но вполне успешен. Что поделать, его учили со всей настойчивостью, с которой только могли! Так что он просто оставался собой, а не становился кем-то другим.

Нефе познакомил Бетховена с некоторыми произведениями композиторов современности. В том числе и учебником Иоганна Себастьяна Баха, полное заглавие которого звучит примерно так: «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом — в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки». Что поделать, тогда в моде были длинные названия книг.

композитор людвиг ван бетховен краткая биография

К тому времени это был почти классический учебник. И не мудрено, ведь первую часть книги И. С. Бах написал еще в 1722-м году, а вторую – в 1744-м. Причем вторая часть учебника была озаглавлена уже более адекватным, с современной точки зрения, образом: «24 новые прелюдии и фуги». Ко времени смерти Баха этот стиль уже вышел из моды, он был слишком сложным для восприятия и разучивания, но именно по этой причине его и использовали иногда в качестве учебника. В свое время он также большое впечатление произвел и на Моцарта. Кстати, о Моцарте… Но о нем немного позже.

А вот Гайдн, у которого Бетховен также обучался, на него особого впечатления не произвел. Они оба были разочарованы друг другом, Людвиг утверждал, что ничему не научился у своего преподавателя, а Гайдн был точно так же разочарован в своем ученике. Да и напуган, раз уж на то пошло. Его откровенно настораживали смелые не по годам взгляды Бетховена и мрачная музыка, которую тот исполнял.

Кроме того, его манера игры на фортепиано резко отличалась от общепринятой в то время. Он регулярно противопоставлял крайние регистры, в то время как большинство других музыкантов играли лишь в среднем регистре. Он довольно часто использовал педаль, тогда как другие музыканты использовали ее крайне редко. Короче говоря, он, по сути, изобрел фортепианный стиль игры, в противопоставление клавесинному. Особенно ярко это различие ощущается в так называемой Лунной сонате, Сонате номер четырнадцать.

Источник: http://propianino.ru/betxoven-chast-1

Биография Бетховена Людвига

композитор людвиг ван бетховен краткая биография

Людвиг ван Бетховен (17 декабря 1770, Бонн, Германия — 26 марта 1827, Вена, Австрия) — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх т.н. «венских классиков» — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Но самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). В его жилах кроме немецкой текла и фламандская кровь: дед композитора по отцу, тоже Людвиг, родился в 1712 в Малине (Фландрия), служил певчим в Генте и Лувене и в 1733 перебрался в Бонн, где стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского. Это был умный человек, хороший певец, профессионально подготовленный инструменталист, он дослужился до должности придворного капельмейстера и пользовался уважением окружающих. Его единственный сын Иоганн (остальные дети умерли в младенческом возрасте) с детства пел в той же капелле, но положение его было шаткое, поскольку он сильно пил и вел беспорядочную жизнь. Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Со временем отцу прибавили жалованье в расчете на будущее его одаренного и трудолюбивого сына. При всем том мальчик неуверенно владел скрипкой, а на фортепиано (как и на скрипке) любил больше импровизировать, чем совершенствовать технику игры.

Общее образование Бетховена было столь же несистематичным, как и музыкальное. В последнем, однако, большую роль играла практика: он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, которым сумел быстро овладеть. К.Г.Нефе, с 1782 боннский придворный органист, стал первым настоящим учителем Бетховена (в числе прочего он прошел с ним весь Хорошо темперированный клавир И.С.Баха). Обязанности Бетховена как придворного музыканта значительно расширились, когда эрцгерцог Максимилиан Франц стал курфюрстом Кёльнским и начал проявлять заботу о музыкальной жизни Бонна, где располагалась его резиденция. В 1787 Бетховену удалось впервые посетить Вену — в то время музыкальную столицу Европы. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой — его мать лежала при смерти. Он остался единственным кормильцем семьи, состоявшей из беспутного отца и двух младших братьев.

Одаренность юноши, его жадность к музыкальным впечатлениям, пылкая и восприимчивая натура привлекли внимание некоторых просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в любые музыкальные собрания. Особенно много сделало для него семейство Бройнинг, которое взяло опеку над неуклюжим, но оригинальным молодым музыкантом. Доктор Ф.Г.Вегелер стал ему другом на всю жизнь, а граф Ф.Е.Г.Вальдштейн, его восторженный почитатель, сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для учения в Вену.

Вена. 1792-1802. В Вене, куда Бетховен приехал во второй раз в 1792 и где оставался до конца своих дней, он быстро нашел титулованных друзей-меценатов.

Люди, встречавшиеся с молодым Бетховеном, описывали двадцатилетнего композитора как коренастого молодого человека, склонного к щегольству, порой дерзкого, но добродушного и милого в отношениях с друзьями. Понимая недостаточность своего образования, он отправился к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки (Моцарт умер годом ранее) и некоторое время приносил ему для проверки упражнения в контрапункте. Гайдн, однако, вскоре охладел к строптивому ученику, и Бетховен втайне от него стал брать уроки у И.Шенка и затем у более основательного И.Г.Альбрехтсбергера. Помимо этого, желая усовершенствоваться в вокальном письме, он посещал в течение нескольких лет знаменитого оперного композитора Антонио Сальери. Вскоре он вошел в кружок, объединявший титулованных любителей и профессиональных музыкантов. Князь Карл Лихновский ввел молодого провинциала в круг своих друзей.

Вопрос, насколько среда и дух времени влияют на творчество, неоднозначен. Бетховен читал произведения Ф.Г.Клопштока, одного из предшественников движения «Бури и натиска». Он был знаком с Гёте и глубоко почитал мыслителя и поэта. Политическая и общественная жизнь Европы того времени была тревожной: когда Бетховен прибыл в 1792 в Вену, город был взбудоражен вестями о революции во Франции. Бетховен восторженно принимал революционные лозунги и воспевал свободу в своей музыке. Вулканическая, взрывчатая природа его творчества — несомненно, воплощение духа времени, но только в том смысле, что характер творца был в какой-то мере сформирован этим временем. Смелое нарушение общепринятых норм, мощное самоутверждение, грозовая атмосфера бетховенской музыки — все это было бы немыслимо в эпоху Моцарта.

Тем не менее ранние бетховенские сочинения во многом следуют канонам 18 в.: это относится к трио (струнным и фортепианным), скрипичным, фортепианным и виолончельным сонатам. Фортепиано было тогда для Бетховена самым близким инструментом, в фортепианных произведениях он с предельной искренностью выражал самые сокровенные чувства, а медленные части некоторых сонат (например, Largo e mesto из сонаты ор. 10, № 3) проникнуты уже романтическим томлением. Патетическая соната ор. 13 — тоже очевидное предвосхищение более поздних бетховенских экспериментов. В иных случаях его новаторство носит характер внезапного вторжения, и первые слушатели воспринимали его как явный произвол. Изданные в 1801 шесть струнных квартетов ор. 18 можно считать самым крупным достижением этого периода; Бетховен явно не спешил с публикацией, сознавая, какие высокие образцы квартетного письма оставили Моцарт и Гайдн. Первый оркестровый опыт Бетховена связан с двумя концертами для фортепиано с оркестром (№ 1, до мажор и № 2, си-бемоль мажор), созданными в 1801: в них он, по-видимому, тоже не был уверен, будучи хорошо знакомым с великими достижениями Моцарта в этом жанре. В числе наиболее известных (и наименее вызывающих) ранних произведений — септет ор. 20 (1802). Следующий опус, Первая симфония (опубликована в конце 1801) — первое чисто оркестровое сочинение Бетховена.

Источник: http://www.biografguru.ru/about/bethoven/?q=825

Глюк композитор биография

Биография Кристофа Виллибальда Глюка (Gluck)

композитор людвиг ван бетховен краткая биографияКристоф Виллибальд Глюк (02.07.1714 — 15.11.1787) — немецкий композитор, по национальности чех (по другой версии — немец). Сын лесничего. В раннем детстве переехал с родителями в Чехию. В 1727 году семья поселилась в Эйзенберге, близ Комотау. В 1731 году поступил в Пражский университет на философское отделение. Возможно, что в это время Глюк брал уроки музыки у знаменитого чешского музыканта Б. Черногорского. В 1735 или 1736 году Глюк переехал в Вену, где поступил на службу к графу Лобковицу, а отсюда — в Милан, в качестве камер-музыканта капеллы князя А. М. Мельци. В Милане Глюк 4 года занимался у Дж. Б. Саммартини. В 1741 году он дебютировал оперой «Артаксеркс» (на либретто П. Метастазио), за которой последовали другие, в стиле итальянской музыки того времени, написанные также на мифологические и легендарно-исторические сюжеты П. Метастазио. Глюк писал и отдельные номера для опер других композиторов. Постановки опер Глюка «Деметрий» (1742), «Демофонт» (1742), «Тигран» (1743), «Гиперместра» (1744) и др. проходили с большим успехом, и в 1745 году он получил заказ на сочинение двух опер от английского театра. Глюк переехал в Лондон, где познакомился с Генделем. В марте 1746 года в Лондоне состоялся совместный концерт Генделя и Глюка.

Оратория Генделя, а также и оперы Рамо, которые Глюк слышал, будучи в Париже, произвели на молодого композитора глубокое впечатление. Постепенно Глюк пришел к мысли, что основой оперы должны быть не отдельные арии, мало связанные между собой, а последовательно развивающееся действие. Он стремился в своем творчестве к более тесной связи между словом и музыкой, все более отходил от внешнего блеска и виртуозности, господствовавших в то время на итальянской сцене.

В 1747-50-х годах оперы Глюка ставились под его управлением в ряде европейских городов (Дрезден, Гамбург, Вена, Прага, Копенгаген и др.). Уже его опера «Узнанная Семирамида» (пост. 1748) заметно отличается от предыдущих. В 1752 году Глюк окончательно поселился в Вене. В 1754-1764 годах он был дирижером Венской придворной оперы, для которой написал несколько комических опер в стиле модной в те годы французской оперы-буфф. Из них наибольший успех имели «Одураченный кади» (1761) и особенно «Непредвиденная встреча» (1764; известна также под названием «Пилигримы из Мекки»). Для Вены Глюк создал также несколько балетов (танцевальных драм), в том числе «Дон-Жуан», поставленный известным хореографом Анджолини.

Но первым произведением, с которого начинается решительный отход Глюка от старых оперных традиций, была опера «Орфей и Эвридика» (пост. 1762, Вена; 2-ая редакция, пост. 1774, Париж). В отличие от прежних опер в «Орфее» Глюк стремился к цельности и органичности музыкально-сценического развития, сознательно исключая все внешние эффекты. Большую роль в реформе Глюка оперы-сериа сыграло содружество с прекрасным либреттистом, которого он нашел в лице Р. Кальцабиджи.

Более последовательно свои реформаторские идеи Глюк осуществил в операх «Альцеста» (пост. 1767, Вена) и «Парис и Елена» (пост. 1770, Вена). Новые творческие задачи Глюк сформулировал в известном предисловии к опере «Альцеста», где писал, что его цель — усилить музыкой выразительность поэзии, драматизировать оперу; что ради этого он отказывается от угождения певцам, от условности оперного пения; что его увертюры должны быть «вступительным обзором содержания оперы», и, наконец, что в основе всей драмы должен быть «язык сердца, сильные страсти». Тесно связывая речитативы с ариями и хорами. Глюк в то же время усиливает мелодическую выразительность самих арий. Значительно повышает Глюк выразительную роль оркестра сопровождения оперы; хор и балет органически включаются им в драматургический план. «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства», — писал Глюк.

В 1773 году Глюк прибыл в Париж для постановки своей новой оперы «Ифигения в Авлиде» по трагедии Расина. Реформа Глюка вызвала в предреволюционном Париже горячую дискуссию. Слушатели разделились на два лагеря: сторонников драматического направления — «глюкистов», которые считали музыку Глюка созвучной просветительским идеям Руссо, и «пиччиннистов» — парижскую аристократию, консервативно отстаивавших устаревшие традиции придворного театра и выдвигавших в противовес Глюку итальянского композитора Никколо Пиччинни. Между «глюкистами» и «пиччиннистами» разгорелась ожесточенная борьба. Но успех «Армиды» (1777) и особенно «Ифигении в Тавриде» (1779) нанес решительное поражение сторонникам итальянца (сам Пиччинни признал впоследствии, что Глюк произвел в Париже «музыкальную революцию»). После постановки своей последней оперы «Эхо и Нарцисс» (1779) Глюк возвратился в Вену. Последним произведением Глюка было «De profundis» для хора с оркестром, написанное за пять дней до смерти.

Музыкально-историческое значение Глюка чрезвачайно велико. Своим творчеством он оказал глубокое влияние как на немецких композиторов-классиков (особенно на Бетховена), так и на французских композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 века (Мегюль, Госсек, Керубини и др.).

Берлиоз, отлично знавший партитуры Глюка, назвал его «Эсхилом музыки». Оперное творчество Глюка исключительно высоко оценивал Глинка. Р. Штраус считал дату премьеры «Ифигении в Авлиде» началом новой эры в истории европейской музыки.

Комментарии к статье:

К биографии
2018-03-14 16:31:07

Последние годы Кристофа Виллибальда Глюка

24 сентября 1779 года в Париже состоялась премьера последней оперы Глюка — «Эхо и Нарцисс»; однако ещё раньше, в июле, композитора поразил инсульт, обернувшийся частичным параличом. Осенью того же года Глюк вернулся в Вену, которую больше не покидал: новый приступ болезни случился в июне 1781 года.

В этот период композитор продолжил начатую ещё в 1773 году работу над одами и песнями для голоса и фортепиано на стихи Ф. Г. Клопштока (нем. Klopstocks Oden und Lieder beim Clavier zu singen in Musik gesetzt), мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Клопштока «Битва Арминия», но этим планам не суждено было осуществиться. Предчувствуя скорый уход, приблизительно в 1782 году Глюк написал «De profundis» — небольшое сочинение для четырёхголосного хора и оркестра на текст 129-го псалма, которое 17 ноября 1787 года на похоронах композитора было исполнено его учеником и последователем Антонио Сальери. 14 и 15 ноября Глюк пережил ещё три апоплексических удара; он умер 15 ноября 1787 года и первоначально был похоронен на церковном кладбище пригорода Матцлайнсдорф; в 1890 году его прах перенесли на Центральное кладбище Вены.

Источник: http://c-cafe.ru/days/bio/000138.php

Кристоф Виллибальд Глюк

композитор людвиг ван бетховен краткая биографияКристоф Виллибальд Глюк (1714—1787) — австрийский композитор классической эпохи, осуществивший во второй половине XVIII века реформу итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии.

Краткая биография

Французы считают его своим композитором, хотя по происхождению он немец. Жил в Чехии. Учился в Пражском университете. Тяжелое материальное положение вынуждает его зарабатывать на жизнь уроками музыки. В 1736 году Глюк переезжает в Вену. Покровительствовавший ему меценат посылает Глюка в Милан для завершения музыкального образования. В это же время композитор создает свои первые оперы, которые с успехом идут в Милане, и получает приглашение на должность директора Итальянского оперного театра (вместо Генделя) в Лондоне.

В 1746 году Глюк посетил ряд городов Европы. С 1752 года придворный дирижер в Вене.

Глюк, один из ранних мастеров венской классической школы, был последовательным реформатором оперы. Свои принципы он сформулировал в предисловии к партитуре «Альцесты». Его реформаторская деятельность не встретила поддержки в австрийской столице, поэтому он предпринял несколько поездок в Париж, где полностью осуществил свои музыкально-драматические идеи.

Он поставил ряд реформаторских опер («Ифигения в Авлиде», «Армидо», «Ифигения в Тавриде» и др.), их постановка имела успех.

Вокруг опер Глюка развернулась острая борьба между сторонниками французской оперы «глюкистами» и сторонниками итальянской оперы «пиччиннистами» (итальянский композитор Н. Пиччинни), которая получила название «война глюкистов и пиччиннистов» и закончилась победой Глюка.

В 1779 году композитор тяжело заболел и постановка его последней оперы в парижском театре «Гранд-Опера» шла без него.

Произведения

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы по каким-то причинам не можете ознакомиться с краткой биографией Кристофа Виллибальда Глюка, просьба сообщить об этом администрации сайта.

Источник: http://classica.at.ua/index/kristof_villibald_gljuk/0-30

Глюк Кристоф Виллибальд — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (1714-1787), немецкий композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр 19 и 20 веков. Оперы (свыше 40): «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779).

композитор людвиг ван бетховен краткая биографияГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (Кавалер Глюк, Ritter von Gluck) (2 июля 1714, Эрасбах, Бавария — 15 ноября 1787, Вена), немецкий композитор.

Родился в семье лесничего. Родным языком для Глюка был чешский. В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.

В 1741 в Милане была поставлена первая опера Глюка «Артаксеркс»; затем последовали премьеры еще нескольких опер в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. Генделем. В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге. В 1752 обосновался в Вене, где занял должность концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.

Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете «Дон Жуан», им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера «Орфей и Эвридика» (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) — первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка. В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки», а год спустя — еще два балета. В 1767 успех «Орфея» был закреплен оперой «Альцеста» также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа — Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера «Парис и Елена» (1770) имела более скромный успех.

композитор людвиг ван бетховен краткая биографияВ Париже

В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены «Ифигения в Авлиде» и «Орфей» — французская редакция «Орфея и Эвридики». Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция «Альцесты» (1776) и «Армида» (1777). Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между «глюкистами» и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы «Ифигения в Тавриде» (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера «Эхо и Нарцисс» провалилась). В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию «Ифигении в Тавриде» и сочинил несколько песен. Последним его произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.

Всего Глюк написал около 40 опер — итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры «Альцесты» (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи). Они сводятся к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и, особенно, вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий — соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то естьь контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным. Большая часть этих принципов воплотилась в опере «Орфей», где речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не отделены друг от друга резкими границами, а отдельные эпизоды, в том числе танцы и хоры, объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет «Орфея» апеллирует к простым человеческим чувствам. По уровню мастерства Глюк заметно уступал таким своим современникам, как К. Ф. Э. Бах и Й. Гайдн, однако его техника, при всей своей ограниченности, в полной мере отвечала его целям. В его музыке сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор (как в «Танце фурий» из «Орфея»), пафос и возвышенная лирика.

Источник: http://www.piplz.ru/page.php?id=591

Тема этой статьи: "композитор людвиг ван бетховен краткая биография".

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *